Николай Хорунжий, независимый эксперт, для РИА Новости.
Тема ПРО будет обсуждаться на этой неделе в Брюсселе на заседании Североатлантического совета и Совета Россия-НАТО.
Заинтересованность в этом есть у обеих сторон. Старые члены Альянса недовольны тем, что США размещают систему ПРО в новых странах-членах Евросоюза, не консультируясь с ЕС и НАТО. После заявления заместителя министра обороны США по политическим вопросам Эделмана о том, что США готов к «интенсивным консультациям» с Россией в области ПРО, министр иностранных дел России Лавров предложил странам Европы и СНГ провести совместную оценку ракетно-ядерных угроз, а НАТО - возобновить диалог в области ПРО.
Скорее всего Россия предложит Европе вернуться к вопросу совместного построения нестратегической ПРО или ПРО театра военных действий (ТВД), на пути к которой уже сделаны весьма существенные шаги. Усилия в этом направлении утихли вместе с обнародованием планов США по размещению в Европе элементов своей национальной ПРО. Американцы же открыто говорят, что любая будущая система ПРО альянса будет сопрягаться с потребностями системы ПРО США, хотя еще несколько месяцев назад руководство НАТО клялось и божилось, что блок не имеет к этому никакого отношения. Подтверждением тому, что место России в противоракетной обороне НАТО хотят занять США, стало неосторожное заявление министра обороны Чехии Власты Паркановой о том, что американская радиолокационная станция, которую предполагается разместить в 65 км юго-западнее Праги, станет частью единой противоракетной обороны альянса. «Вашингтон разрабатывает систему борьбы с баллистическими межконтинентальными ракетами, а европейские государства - члены блока - среднего и малого радиусов действия, - заявила она.- Обе системы должны начать действовать в 2012 году. Они будут находиться под командованием НАТО и будут включены в военную структуру организации».
Американцы могут предложить России обмен данными, получаемыми Вашингтоном с помощью радиолокационной аппаратуры, которую он намерен разместить в Европе, а также возможность использовать американский противоракетный щит для защиты той части российской территории, безопасность которой не обеспечивает ее ПРО. Эти предложения дезавуируют российские военные аналитики, которые называют их отвлекающим маневром, способным успокоить только дилетантов. «Российская система предупреждения о ракетном нападении с помощью наземных РЛС и спутников и так в считанные минуты выдает полную информацию о ракетном пуске»,- говорят они.
При этом не совсем ясно, а зачем вообще Евросоюзу и НАТО противоракетная оборона, не важно при чьем участии: США или России? Иран не обладает таким количеством и качеством ракет, которые могли бы достигнуть Европы и преодолеть ее ПВО. А о Северной Корее и говорить не приходится. Если финансовое участие в ПРО американцы навяжут европейцам, от этого пострадает финансирование развития других более насущных для Европы оборонительных систем. Может, этого и добиваются в Пентагоне? Совершенно ясно также, что управлять системой ПРО будут в Вашингтоне, так как времени на согласование с европейцами решения по ее использованию попросту не будет. Система, где счет идет на секунды, должна работать автоматически. Именно поэтому европейцы уклонились от предложений «больших братьев» - США и России - и решили совершенствовать свою ПВО, где хозяевами являются именно они, и постепенно доводить ее качество до уровня нестратегической ПРО.
Таким образом, военно-техническое поле сотрудничества в такой чувствительной для безопасности сторон области как ПРО - довольно узкое. Остается поле военно-дипломатическое.
Россия и США в 2000 году подписали меморандум о создании в подмосковном Королеве совместного центра обмена данными по системам раннего предупреждения и уведомлениям о пусках ракет. Но этот документ так и не был реализован, а в нынешнем году уже просто свернут стараниями американской стороны. Почему бы не поймать американцев на слове о том, что они хотят защитить Европу от иранских ракет и не предложить использовать данные, получаемые российской РЛС, являющейся частью систему предупреждения о ракетном нападении в Азербайджане (Габала). «Дарьял» - самая мощная в мире РЛС, которая просматривает воздушное пространство на дальность более 5 тыс. км - вплоть до вод Индийского океана. Да и Севастопольская РЛС «Днепр» частью своего сектора покрывает территорию, по которой, как считается, может пролегать курс иранских ракет на Европу. На осень 2007 года запланировано первое так называемое полевое учение с реальным применением войск и ракетного вооружения России и НАТО для углубления "оперативной совместимости" нестратегической ПРО на европейском ТВД. Так что России есть что предложить для переговорного процесса.
Если же НАТО и, в первую очередь, США, не захотят реально учитывать обеспокоенность России созданием у ее границ шахтных пусковых установок, в которых могут находиться как противоракеты, так и ракеты первого удара, то могут найтись и другие ассиметричные военно-дипломатические меры. Так, по мнению заведующего отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН Александра Пикаева, Россия не забыла и не намерена забывать о своих партнерах в Латинской Америке. В ее истории уже были примеры, когда из военно-технического сотрудничества (а российское оружие в последнее время ценится не только в Венесуэле) вырастали стратегические союзы, способные радикально менять планы Пентагона и Госдепа.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции