Рейтинг@Mail.ru
Россия намерена выкупить проданные в США мультфильмы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия намерена выкупить проданные в США мультфильмы

Читать ria.ru в
Дзен
Недавнее решение российского бизнесмена Алишера Усманова выкупить у американской компании «Film by Jove» коллекцию советских мультфильмов напоминает российскому обществу о феномене советской анимации. Расцвет советского мультфильма совпал по времени с расцветом мировой мультипликации, где тон в 30-е годы задавал гениальный Уолт Дисней. По сути, это он создал тот тип анимации, который сегодня царит во всем мире: динамичный рисованный персонаж в динамичном сюжете, психологический реализм изображения, волшебство цвета. Именно эта грация была воспринята советской мультипликацией.

Анатолий Королев, обозреватель РИА Новости.

Недавнее решение российского бизнесмена Алишера Усманова выкупить у американской компании «Film by Jove» коллекцию советских мультфильмов напоминает российскому обществу о феномене советской анимации. 

Расцвет советского мультфильма совпал по времени с расцветом мировой мультипликации, где тон в 30-е годы задавал гениальный Уолт Дисней. По сути, это он создал тот тип анимации, который сегодня царит во всем мире: динамичный рисованный персонаж в динамичном сюжете, психологический реализм изображения, волшебство цвета. Именно эта грация была воспринята советской мультипликацией. Именно в диснеевском ключе были созданы знаменитые картины того времени: «Снежная королева», «Аленький цветочек», «Маугли», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Конек-горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Вини-пух», (все названные картины как раз входят в американскую коллекцию, а всего компания «Film by Jove» владеет 547 российскими фильмами!).

Но если взглянуть на историю становления советской мультипликации глубже, то мы обнаружим имя равновеликое Уолту Диснею, только оно почти никому не известно.

Небольшое отступление от темы.

На фестивале анимационных фильмов в Японии был оглашен список из 150 лучших мультфильмов мира, который был составлен в результате опроса ведущих аниматоров и критиков из разных стран. Так вот, лучшим фильмом столетия был назван фильм российского режиссера-мультипликатора Юрия Норштейна «Ёжик в тумане», и что поразительно вторым лучшим назван его же фильм «Сказка сказок». Сказки Норштейна были поставлены выше, чем фильмы великого Уолта Диснея или нового гения анимации японца Хаяо Миядзаки.

Сам же Норштейн лучшим фильмов всех времен и народов считает фильм Александра Алексеева «Ночь на Лысой горе», сделанный еще на заре мультипликации, в советской России в 1932 году.

Киноинженер Алексеев почти совершенно забытое имя в истории мирового кино, его имя известно только профессионалам. По сути, он единственный сумел создать альтернативу рисованному кино, создав сложную технику игольчатого изображения. Рассказать о процессе игольчатого кинопроизводства в двух словах невозможно, да и ни к чему, скажем только, что в результате на экране появляется, например, не рисованное человеческое лицо, а как бы живое нарисованное лицо, схожесть которого с человеком удивительна.

Этот Алексеевский опыт и перенял Юрий Норштейн в своем уникальном творческом поиске. «Ёжик в тумане» - нежная поэтическая сказка  о маленьком существе, которое блуждает в лесу, в час густого утреннего тумана,  и открывает для себя красоту самых обычных вещей - совершенную округлость зеленого яблока в каплях росы, багряность листика упавшего в ручей, красоту глаз на лице лошади... исключительное мастерство Норштейна превращает буквально каждый сантиметр экрана в живописный шедевр.

Вернемся, однако, к началу.

К сожалению, в 30-е годы в России победил Дисней, а опыт Алексеева был отвергнут. Что ж, мы потеряли уникальность, пошли по мировому пути развития анимации, но и обрели на этом пути славу, лавры и любовь миллионов кинозрителей. Киностудия «Союзмультфильм» в свои лучшие годы была единственной империей кино, которая успешно конкурировала с голливудской фирмой Диснея. А после кончины американского гения, на мой взгляд, мы перехватили пальму первенства, и вышли вперед, особенно в кукольной анимации, где были созданы такие шедевры как цикл о Чебурашке,  или ленты о пластилиновой вороне.

Не будем повторять банальности о том, что распад СССР стал концом нашей мультипликации - это так и не так, но вот какой обнаружился парадокс. В советский период все права на мультфильмы принадлежали киностудии, а государство (грубо говоря) за этот отказ гарантировало художнику обеспеченную старость, приемлемую пенсию и прочие блага кинематографической элиты: дома творчества, клубы, поликлиники. И вдруг все рухнуло. Наступил капитализм, и по логике развития, первым делом нужно было бы вернуть права на произведения искусства его создателям, и тем самым избавить их от нищеты. Однако этого не случилось. Одним росчерком пера директор «Союзмультфильтма» продает национальное богатство страны (и заодно потенциальные деньги творцов) американской фирме сроком на 10 лет, а новый директор продлевает договор еще на 35 лет.

Сейчас по этому поводу идет тяжба.

Заметим так же, что глава американской фирмы никакой не американец, а наш легендарный актер Олег Видов (и его жена Дж. Борстин). За эти годы они вложили немало средств в свою коллекцию, фильмы были дублированы на английский язык, оцифрованы, систематизированы, разрекламированы. Вот почему они были вправе запросить с господина Усманова значительную сумму. Но бизнесмен счел эту сумму совершенно астрономической,  и приостановил переговоры. По слухам Видов согласен на $10 млн. а Усманов только на $3 млн. Масла в огонь подливает и разрекламированное желание бизнесмена передать в дальнейшем всю мультипликационную  коллекцию детскому телеканалу, который создается в стране по распоряжению президента Путина.

И последнее.

Сравнительно недавно я побывал в гостях у нашего знаменитого мультипликатора Федора Хитрука (режиссер «Винни-пуха»!) в его тесной квартирке на площади Гагарина. Не скрою, скромность его жилища полного книг и плакатов о прошлых победах сжимала горечью сердце.

Когда мы затронули в разговоре тему прав, переданных американской стороне, Хитрук только горько вздохнул: восстановление прав и положенных автору процентов с проката не личная проблема мастеров, а государственная. Советское искусство потенциально такой же мощный источник прибыли как нефть и газ...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала