Ольга Соболевская обозреватель РИА Новости.
Рождаемость в России выросла на 8,5%, смертность сократилась на 9,5%. Таковы первые официальные итоги государственного суперпроекта - улучшения демографической ситуации в стране. А эксперты тем временем вычисляют, насколько надо поднапрячься экономике, чтобы ответить на реальные и гипотетические «демографические вызовы».
Так назвал складывающуюся демографическую конъюнктуру президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев, который недавно опубликовал прогноз экономических последствий демографических перемен. И вот один из главных выводов статьи: рост рождаемости лишит рынок труда 7 млн человек.
Ясно, что увеличение рождаемости означает временную трудовую «демобилизацию» молодых кадров. Но в условиях острого дефицита на рынке труда это абсолютно естественное явление уже пугает работодателей. И экономистов, предрекающих возможное снижение ВВП.
Впрочем, мнение главы Федеральной службы государственной статистики Владимира Соколина может немного успокоить работодателей. Во-первых, рождаемость едва ли вырастет значительно. Сейчас коэффициент рождаемости (число рождений на одну женщину) равен 1,34, и вряд ли он в ближайшие годы увеличится даже до 1,5 раза. Во-вторых, Росстат прогнозирует, что повышение рождаемости будет недолгим - «может быть, до 2011 года». А потом все войдет «в прежнее русло», считает Соколин. Кроме того, это еще вопрос, насколько жаждущая профессиональных успехов молодежь готова в обозримом будущем заводить детей и сходить с карьерной «дистанции».
Разрабатываются «меры повышения занятости женщин с детьми». Эксперты ратуют за надомный труд. Какие-то небольшие «дивиденды» экономика при этом получит. Зато другие пути стимуляции рождаемости, скажем, «компенсационные» нововведения 2007 г (заметное увеличение пособий на детей и «материнский капитал» - поощрение в $10 тыс. для вложения в жилье, образование или пенсию женщинам, родившим или усыновившим второго ребенка), создают явную нагрузку на экономику. Уже до конца года, по расчетам первого вице-премьера Дмитрия Медведева, будут поданы 500 тыс. заявлений на «материнский капитал».
Рост рождаемости со всей очевидностью увеличит и социальную нагрузку на работающее население.
Снижение смертности и продление жизни россиян тоже требуют расходов. Сейчас 30% россиян умирают в трудоспособном возрасте. Средняя продолжительность жизни мужчин - лишь 60 лет, это возраст выхода на пенсию. Ежегодно раковые заболевания уносят 300 тыс. жизней. Еще больше россиян умирают от сердечно-сосудистых болезней. Вносят свою лепту алкоголизм, курение, дорожные аварии, экология. Согласно только официальной статистике, население убывает со скоростью 0,4-0,5% в год (общая численность - 142 млн).
Но расходы на уменьшение смертности «окупаются» довольно быстро. Проводимые сейчас переоснащение больниц и поликлиник, строительство высокотехнологичных медцентров и диспансеризация работников, по мнению экспертов, могут способствовать ощутимому снижению смертности. Центр стратегических разработок ссылается на оценку Всемирного банка: к 2020 г смертность может уменьшиться на 20-40%, что равнозначно увеличению трудоспособного населения на 1,2-2,3 млн человек. Но... пропорционально возрастет нагрузка на пенсионную систему.
Экономика должна быть семейно-ориентированной, дает радикальный рецепт директор Института демографических исследований Игорь Белобородов. Система налогов, прожиточный минимум, трудовые отношения, кредитная политика, жилищно-коммунальное обслуживание и пенсионное обеспечение должны предполагать «эксклюзивные преференции по отношению к семье и деторождению», поясняет он. А репродуктивный труд, заявляет Белобородов, не может оцениваться ниже любого другого. Экономисты на это только усмехнутся: «Утопия».
Ясно, что население зависит от экономики, а экономика - от населения. «Экстенсивный» метод, с упором лишь на количество, экономике России не подойдет. Нужен метод «интенсивный» - с акцентом на качество. Вывод Михаила Дмитриева вполне утешителен: России просто следует эффективнее использовать свой человеческий потенциал.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции