Юрий Израэль, академик Российской академии наук, директор Института глобального климата и экологии для РИА Новости.
Климатическая паника, связанная с глобальным потеплением, на мой взгляд, явно безосновательна, никакой серьезной угрозы сегодня не существует. Особенно драматизируется картина антропогенного влияния на климат. Но он менялся и тогда, когда человечества еще не было, под воздействием природных условий!
Расчеты нашего института показали, что, если все топливо на земле, которое уже добыто и разведано, сжечь за несколько часов, то концентрация диоксида углерода (СО2) в атмосфере увеличится примерно на 800 ppm. Это - верхний предел, выше которого мы не заберемся. Однако эта цифра - не супергигантская, поскольку земля уже имела в своей истории несколько тысяч ppm - в десять раз больше сегодняшнего. Это имело место 350 млн. лет назад в каменноугольный период, когда растительность пышно развивалась и оставила в наследие мощнейшие залежи каменного угля. Изучение ледовых кернов, добытых российскими учеными из глубинных антарктических скважин, показало, что в последние 450 тысяч лет Земля пережила, по крайней мере, четыре пика повышения температуры. Ее колебания составляли 10-12 градусов.
Известен и нижний предел: полное оледенение, т.н. «белая земля», когда уровень концентрации СО2 был незначительным и составлял менее 200 ppm. Эффект такого оледенения (по антарктическим кернам) в рассматриваемый период также наступал с частотой 1 раз в 100 тысяч лет. Показатели присутствия СО2 за это время менялись от 200 до 350 ppm. Отсюда интересный вывод: сейчас, имея в атмосфере 379 ppm, мы находимся близко от нижнего предела, а значит, гипотетически, нам больше угрожает опасность «белой земли», нежели глобальное потепление.
Тем не менее, внимание человечества приковано к процессам потепления и их возможным последствиям. За текущее столетие прогнозируется увеличение температуры в среднем на 2,5-3 градуса Цельсия (крайние пределы: 1,4 - до 5,8). Ожидается также повышение уровня океана на 47 см. Я считаю, что все это не представляет глобальной опасности для человечества. Могут, конечно, пострадать отдельные низменные территории, порты. Придется построить новые пирсы, люди переберутся жить выше.
Некоторые ученые начинают выискивать некую глобальную опасность в подтаивающем ледяном щите Гренландии, считая, что при повышении температуры на 3 градуса он может растаять за 3 тыс. лет. Это - подсчет ученых из Хэдли-Центра (Великобритания). По последним данным существенное таяние части западной Антарктиды и ледяного гренландского щита может пройти за интервал времени многих веков либо нескольких тысячелетий. Высказывалась гипотеза об изменении направления движения течения Гольфстрим, что могло привести к резкому похолоданию в Скандинавии, но эти гипотезы не подтвердились Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК, IPCC) .
Наблюдаемый тренд повышения температуры, по последним данным - 0,74оС. Считается, что и при таком потеплении уже идут негативные процессы, однако многие из них научно не доказаны.
Между тем существует идея, которая может воспрепятствовать этому явлению, позволит решить проблему глобального потепления за несколько лет. Впервые она была высказана еще в 1974 году российским ученым Михаилом Будыко. Суть идеи - в изменении "метеорологической солнечной постоянной" за счет введения в нижнюю стратосферу (на высоте 12-16 км) мелкодисперсных аэрозольных веществ, например, частиц серной кислоты. Эта мера способна уменьшить воздействие солнечного излучения на поверхность планеты, снизить температуру в тропосфере на нужное количество градусов. Таким образом, человечество получает инструмент воздействия на климат.
Сегодня основной целью является стабилизация климата на современном уровне, либо на уровне доантропогенного периода - накануне промышленной революции (280 ppm). Существует немало меняющихся параметров, которые влияют на радиационные потоки, а, следовательно, на климат. Сильнее всего действуют парниковые газы - зарегистрировано увеличение радиационных потоков под их влиянием, что и привело, как считают ученые, к повышению средней температуры у земной поверхности на 0,6о-0,7о С.
Но есть и другие "виновники", способные вызывать как потепление, так и охлаждение атмосферы. Прежде всего, это твердые частицы-аэрозоли. Их поставщики - промышленные предприятия, самолеты, вулканы, пыльные бури. Я предлагаю оставить в покое СО2 (поскольку не вижу в нем серьезной опасности для климата) и добиться уменьшения солнечное излучение на 0,3-0,5 процента. Сильнее всего могут ослабить солнечную радиацию аэрозоли, находящиеся в стратосфере. Согласно предварительным расчетам, для уменьшения температуры в тропосфере на 1о С требуется забросить в стратосферу около миллиона тонн аэрозоля или сжечь 300 тысяч тонн серы.
Осуществить это возможно методом специального заброса серы или же путем использования в высотных самолетах высокосернистого топлива. Предлагаемые меры обеспечат снижение температуры тропосферы очень быстро, за 2-3 года.
Но как поведут себя искусственные аэрозольные образования? Время их «жизни» в стратосфере равно 1-2 годам. Они будут дрейфовать в пространстве, собираясь в широкие полосы - от 30 до 70 градусов широты. Ими-то мы и сможем частично защитить Землю от солнечного излучения. Не окажет ли сокращение доступа полезной солнечной радиации негативного влияния на биосферу, здоровье человека? Расчеты показали, что уменьшение солнечной радиации к поверхности Земли при данном методе составит менее 1%. Такое случается регулярно после извержения крупных вулканов и ни в коей мере не представляет опасности для живого мира. Количество аэрозоля, выброшенного и оседающего, в конечном счете, на земной поверхности, составит 0,2 мг серы на квадратный метр в год. Это примерно в 1000 раз меньше того количества, какое обычно попадает на Землю от промышленных выбросов, с дождем и снегом.
Надо ответить и на такой серьезный вопрос: как согласуются подобные действия с международными договоренностями? Существует, например, Конвенция, принятая по инициативе СССР и США в 1978 г. "О запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду". Однако предложенная методика не является военным или иным враждебным использованием средств воздействия на природную среду и не направлена против какой-либо страны. Наоборот, она сдерживает одну из общечеловеческих угроз - потепление климата.
В 1992 году в Рио-де-Жанейро была принята Рамочная конвенция ООН по изменению климата, основной целью которой являлась стабилизация парниковых газов в атмосфере на уровне, не представляющем опасности антропогенного воздействия на климатическую систему. В 1997 г. появился Киотский протокол к Конвенции, обусловливающий добровольное уменьшение выбросов парниковых газов развитыми странами в среднем на 5,3% за период 2008-2012 гг. Центральным параметром этого документа являются парниковые газы, как наиболее сильно влияющие на климат. Однако довольно быстро стало очевидно, что стабилизация в атмосфере путем снижения антропогенной нагрузки за счет СО2 и других парниковых газов произойдет очень нескоро (и усилиями только развитых стран вряд ли возможна), и для ее осуществления потребуются гигантские расходы: по оценкам МГЭИК - до $18 триллионов в течение нашего века. Предлагаемый метод аэрозольного воздействия на стратосферу существенно дешевле и в сотни раз быстрее по действию, а его механизм, при необходимости, может быть легко остановлен.
Конечно, предлагаемый способ борьбы с потеплением нуждается в одобрении на международном уровне, но это - во власти мирового сообщества. Пока что российские ученые действуют в национальных масштабах: в настоящее время уже готовятся детальные расчеты для дальнейшей экспертизы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции