16 апреля на одном из красивейших островов Карибского моря - венесуэльской Маргарите - откроется Первый южноамериканский энергетический саммит. В мероприятии примут участие президенты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили, Колумбии, Эквадора, Парагвая, Перу, Гайаны, Суринама и Венесуэлы, а также вице-президент Уругвая, которым предстоит обсудить возможность создания единой энергетической системы для региона, к чему призывает Уго Чавес. На повестке дня - и ряд других вопросов, таких как проект строительства трансюжноамериканского трубопровода, к участию в котором в прошлом году венесуэльский лидер приглашал Россию, расширение рынка биоэтанола и создание региональной "газовой ОПЕК".
Этиловое сумасшествие
Вплоть до опубликования нашумевшей статьи Фиделя Кастро, в которой кубинский лидер обрушился с критикой на Джорджа Буша за проводимую им политику поощрения производства биотоплива из сельхозкультур, Уго Чавес не демонстрировал явного отвращения к этиловому спирту. Более того, в августе прошлого года венесуэльская государственная нефтяная компания PDVSA заявила о том, что уже в 2007 году начнет производство биоэтанола в Венесуэле. Тогда же PDVSA подписала соглашение с бразильской Petrobras о долгосрочных поставках биотоплива. Планировалось, что к 2010 году в Венесуэле - при бразильской и кубинской технической поддержке - будет построено более десятка заводов по производству этанола.
Однако после того, как Джордж Буш и его бразильский коллега Лула да Сильва подписали в марте этого года соглашение о расширении производства этанола в других странах Латинской Америки и Карибского бассейна, венесуэльский президент занял более решительную позицию. Беря пример с кубинского и никарагуанского президентов, он заявил о том, что идея замены бензина на этанол - это "настоящее сумасшествие", которое "идет против природы и угрожает самым бедным жителям региона". "Для производства этанола, который бы заменил весь бензин в США, нам придется засеять всю землю на этом континенте кукурузой и сахарным тростником. Нам не останется земли, чтобы накормить людей, вместо этого придется кормить автомобили американской империи", - заявил венесуэльский президент.
В заявлении венесуэльского президента можно увидеть разворот на 180% по сравнению с предыдущими высказываниями, однако на самом деле все логично. Дело в том, что заменить бензин на этанол в масштабах, которые позволили бы США снизить зависимость от стран-поставщиков нефти, той же Венесуэлы, - задача действительно нереальная. По подсчетам Исследовательской службы конгресса США, даже если бы вся (!) выращенная в 2006 году в США кукуруза была бы использована для производства биотоплива, этого хватило бы лишь для замены 13,4% потребляемого в стране бензина. "Проблема ведь не в том, что этанол используется как добавка к бензину, - поясняет Чавес. - Проблема в том, что американская империя хочет заменить бензин этанолом. Это сумасшествие".
Учитывая эту оговорку, а также то, что потенциальный партнер Бразилии по "спиртовой ОПЕК" до сих пор облагает каждый галлон ввозимого на свой рынок этанола 54-центовой пошлиной, расхождения между Чавесом и Лулой Да Сильвой уже не кажутся такими серьезными, как это может показаться на первый взгляд. Поиску взаимопонимания Венесуэлы и Бразилии способствует также наличие ряда весьма амбициозных проектов, в частности, в области транспортировки энергоресурсов.
А мы пойдем на юг
На Венесуэлу приходится 6,6% мировых запасов нефти (79,7 млрд баррелей), 2,4% мировых запасов природного газа (4,32 трлн куб. м) и огромные гидроэнергетические ресурсы бассейна Ориноко. "Эти ресурсы, когда-то принадлежавшие империи, сегодня находятся в руках венесуэльцев, и мы должны поделиться ими с народом Кубы, стран Карибского бассейна, Никарагуа и Центральной Америки, Бразилии и Южной Америки как минимум на 100 лет", - заявил на днях Уго Чавес.
Однако пока добыча газа в стране составляет около 30 млрд куб. м в год, и весь он потребляется на внутреннем рынке. Однако в скором времени эта ситуация должна измениться - к 2010 году Каракас намерен увеличить добычу до 150 млрд куб. м. Крупнейшие потребители региона - Аргентина и Бразилия - планируют получить свою долю венесуэльского газа. Для этого необходимы огромные инвестиции в инфраструктуру. В частности, речь идет о строительстве Южного газопровода мощностью 180 тыс. куб. м в год. Строительство этой 8000-километровой трубы из Венесуэлы в Бразилию, Аргентину, Боливию, Парагвай и Уругвай оценивается примерно в 20 млрд долларов. Понятно, что без многосторонней кооперации тут не обойтись. Заметим, кстати, что год назад Уго Чавес приглашал к участию в проекте и Россию.
Что касается нефти, то возможность "поделиться" ей с соседними странами будет зависеть в том числе и от того, как пойдет процесс национализации в отрасли. Как уверяет Чавес, проблем возникнуть не должно: по его словам, большинство добывающих в Венесуэле нефть западных компаний (а это Exxon Mobil, Chevron, BP, Conoco Phillips, Total и Statoil) согласны на роль "младших партнеров". Согласно указу президента, до 1 мая они должны передать не менее 60% акций в совместных предприятиях госкорпорации PDVSA. Чавес уверен, что "выхватывать из-за пояса револьвер" ни одна транснациональная компания не станет.
Возвращаясь к "газовой ОПЕК"
Еще одним вопросом, который, по всей видимости, будут обсуждать на острове Маргарита региональные лидеры, станет вопрос о создании "газовой ОПЕК". Правда, в региональном масштабе.
В марте с инициативой создания организации стран-экспортеров газа Южной Америки выступил все тот же Уго Чавес. Кроме Венесуэлы, в это объединение могут войти Боливия, а также Аргентина и Бразилия качестве привилегированных потребителей. Эта идея напрямую связана с проектом строительства Южного газопровода, однако, как отмечают наблюдатели, имеет скорее политическое, чем экономическое значение. Влиять на мировые цены на газ южноамериканские страны не смогут, так как большая часть поставок сегодня реализуется на основе долгосрочных контрактов, а кроме того, Южная Америка является практически замкнутым на себя газовым рынком. Единственным перспективным экспортным проектом в регионе является завод СПГ Pacific LNG в Перу, которая пока не спешит присоединяться к инициативе Уго Чавеса. А крупнейшим экспортером СПГ во всей Латинской Америке в США является Тринидад и Тобаго, не работающий со странами, которые будут вести переговоры о "газовой ОПЕК", напоминает "Коммерсантъ".
Однако опыт кооперации стран-производителей газа может быть распространен и за пределы региона. Напомним, что на прошедшем 9 апреля саммите в Дохе Аргентина, Боливия и Венесуэла высказались в пользу объединения стран-экспортеров газа в организацию, подобную ОПЕК "в глобальных масштабах".
Ольга Сухова, www.rian.ru