77 лет назад (1930) покончил жизнь самоубийством Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ
Реформатор поэтического языка, Владимир Маяковский оказал большое влияние на поэзию ХХ века. В 1933 году Цветаева предрекла: «Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать». После 1917 года в творчестве поэта - сотворение социалистического мифа о миропорядке (пьеса «Мистерия-буфф» (1918), поэмы «150000000» (1921), «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стихотворения «Прозаседавшиеся» (1922) до пьесы «Баня» (1929). Судьба стихов Маяковского при его жизни была трагичной - их не понимали, трагичной была и личная жизнь. В 30-х годах прошлого века поэт был загнанным и подавленным. 14 апреля 1930 года в своей рабочей комнате в Лубянском проезде выстрелом из револьвера Владимир Владимирович Маяковский покончил жизнь самоубийством, оставив письмо, адресованное «Всем»: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник это ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Счастливо оставаться. Владимир Маяковский». 15, 16, 17 апреля через зал Клуба писателей, где был выставлен гроб с телом поэта, прошло сто пятьдесят тысяч человек.
875 лет назад (1132) умер МСТИСЛАВ Владимирович Великий (1076-1132), великий князь киевский
Святой великий князь киевский Мстислав (в крещении Феодор) - старший сын Владимира Мономаха и Гиты - дочери последнего англосаксонского короля Гаральда II. По воле отца в детстве стал князем в Новгороде, где правил в 1088-1893 и 1095-1117 годах. Действуя в согласии с новгородцами, способствовал укреплению и украшению города. В 1099 году Мстислав заложил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище вблизи Новгорода. Именно для этого храма было написано знаменитое Мстиславово Евангелие. В 1114 году заложил в Новгороде церковь во имя святителя Николая. Этот храм был знаком признательности святителю за исцеление князя от тяжелой болезни. В 1116 году обновил в Новгороде крепость - «заложил Новгород велик» - и выстроил более обширные помещения для новгородского владыки. Тогда же по его повелению была заложена крепость в Ладоге, где построен каменный храм в честь великомученика Георгия. В 1117-1125 годах правил в Переславле. Когда в 1125 году умер Мономах, Мстислав стал киевским князем.
Опытный и решительный полководец, Мстислав в течение семи лет поддерживал престиж своего великого отца. Обвинив полоцких князей в нелояльности, разбил и выслал их в Византию, а Полоцк присоединил к своим владениям (1130). После завоевания Полоцкого княжества Мстислав стал именоваться Великим. Владея Киевом, Новгородом, Смоленском, Посемьем и Полоцком, Мстислав сохранил контроль над большей частью русских земель, а брачными союзами с скандинавскими государствами и Византией укрепил позиции. В 1128 году благоверный великий князь заложил каменную церковь во имя великомученика Феодора Тирона (своего тезоименитого святого) в память о победе, одержанной над черниговским князем Олегом. В 1131 году после удачного похода на Литву Мстислав заложил храм в честь Пирогощской иконы Божией Матери.
Древний летописец отмечал, что Мстислав «был великий правосудец, в воинстве храбр и добропорядочен, всем соседям его был страшен, к подданным милостив и рассмотрителен. Во время его все русские князи жили в совершенной тишине и не смел один другого обидеть». По замечанию Николая Карамзина, Мстислав Владимирович «умел властвовать, хранил порядок внутри государства, и если бы дожил до лет отца своего, то мог бы утвердить спокойствие России на долгое время». Но правление Мстислава Великого было непродолжительным. Он умер 14 апреля 1132 года, не дожив до 56 лет (для сравнения: Владимир Мономах скончался в 72-летнем возрасте). Погребен в построенном им храме святого великомученика Феодора. Канонизирован православной церковью. Достойного преемника Мстиславу Владимировичу не нашлось. Со смертью Великого князя Киевская Русь вступила в эпоху раздоров и фактически прекратила свое существование как единое государство.
325 лет назад (1682) в Пустозерске был сожжен АВВАКУМ Петрович (1621-1682), глава старообрядчества
Родился Аввакум Петров в семье священника села Григорова за рекой Кудмой, в нынешнем Княгининском уезде Нижегородской губернии. О его детстве и ранней юности известно немного. В 1646-1647 годах Аввакум - член «Кружка ревнителей благочестия». Выступил против реформы Никона. Сослан с семьей в 1653 году в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 году возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. Высшие духовные власти, видя успех пропаганды Аввакума, решили принять меры против него и просили государя о его высылке, так как он «церкви запустошил». В августе 1664 года Аввакум был отправлен в ссылку в Пустозерск, но до этого острога не доехал и более года прожил на Мезени, продолжая свою пропаганду против Никона. В 1666 году был привезен в Москву на суд вселенских патриархов. Расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками романовским попом Лазарем , диаконом Федором и иноком Епифанием Аввакум в следующем году был отправлен в Пустозерск, где вскоре по прибытии был заключен в «земляную тюрьму». Несмотря на тягостные условия жизни в Пустозерске (15 лет Аввакум прожил в срубе, в земляной тюрьме, где написал около 70 произведений), он продолжал свою борьбу за старую веру. То обращался он к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя их, возбуждая их фанатизм, призывая к страданиям за истинную веру, наставляя их, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения. Переживший Алексея Михайловича, Аввакум обратился к царю Федору Алексеевичу с дерзкой челобитной, в которой устрашал сына загробными муками отца за потворство никонианам. Так продолжалось до 14 апреля 1681 года, когда он, за «великие на царский дом хулы», был сожжен вместе с Лазарем, Федором и Епифанием. Аввакум - автор «Жизнеописания», первого в русской литературе опыта автобиографии, где живым разговорным языком описаны его судьба и Русь XVII века.
159 лет назад (1848) учрежден секретный цензурный комитет под председательством графа Д.П.Бутурлина для наблюдения за печатью («Бутурлинский комитет»)
Неспокойная политическая обстановка в Западной Европе и России в середине XIX века привела к ужесточению цензуры. Еще в начале марта 1848 года Николай I распорядился: «Необходимо составить комитет, чтобы рассмотреть, правильно ли действует цензура и издаваемые журналы соблюдают ли данные каждому программы». 9 марта 1848 года был создан Особый комитет (председатель - морской министр князь А.С.Меншиков). На смену временному меншиковскому комитету 12 апреля того же года пришел постоянный секретный Комитет, прозванный «бутурлинским» (по имени его председателя Д.П.Бутурлина). Официальное название - «Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений».
Комитет стал главным оплотом «цензурного террора» конца 1840-х - начала 1850-х годов (просуществовал до конца 1855 года). Лишь «Северная пчела», «Библиотека для чтения» и «Москвитянин» получили одобрение комитета. «Отечественные записки», «Современник» и другие прогрессивные издания были строжайше предупреждены, по докладам комитета был сослан в Вятку М.Е.Салтыков-Щедрин, выслан в Спасское-Лутовиново И.С.Тургенев. Цензуре подвергались не только новые статьи, но и уже опубликованные, если их собирались перепечатывать другие издания. Председатель комитета Бутурлин даже в евангелие усматривал демократический характер, а в формуле «официальной народности» - революционность. Было запрещено обсуждать в печати любые мероприятия. Гонениям подверглись даже славянофилы, был прекращен выпуск их «Московского сборника». Порицания получал и журнал «Москвитянин». Закрылись многие издания, в частности, «Литературная газета». Большинство журналов потеряли свое лицо, писатели печатались, где придется. Пришел в упадок отдел литературной критики. Общий дух изданий стал беспристрастным и либеральным. Получил развитие легковесный и пустой литературный фельетон. Разрослись в журналах отделы науки. Их статьи были мало интересны публике, ибо носили узкоспециализированный характер. Эти тенденции коснулись даже «Современника» и «Северной пчелы», которые стали менее яркими и более либеральными. Лишь Крымская война и ее окончание вызвали оживление на газетно-журнальном рынке.
В 1840-1850-е годы у «Северной пчелы» появился конкурент - «Санкт-Петербургские ведомости». Они выходили большим форматом и давали не только подборки новостей из иностранных газет, но публиковали сообщения собственных корреспондентов за рубежом. В 1855 году «Бутурлинский комитет» был упразднен. Вскоре газеты вновь получили право писать о событиях внешней и внутренней политики России. Стало легче организовать новую газету. Крестьянская реформа 1861 года способствовала распространению капиталистических отношений, росту городов, развитию промышленности. Появился новый массовый читатель - ремесленники, чиновники, извозчики, прислуга. А вместе с ним и новый тип газеты - массовый. Это привело к расширению прав печати, росту числа и значения частных газет. Это было узаконено в 1865 году в «Временных правилах о печати». Согласно им, от предварительной цензуры освобождались столичные ежедневные газеты и журналы, а также книги объемом более 10 печатных листов. Под цензурой оставались иллюстрированные, сатирические издания и провинциальная печать.
50 лет назад (1957) родился Михаил Васильевич ПЛЕТНЕВ, пианист, народный артист России
Михаил Плетнев родился в Архангельске в семье музыкантов. Учился в музыкальной школе при Казанской консерватории, затем в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. В 16-летнем возрасте Михаил Плетнев получил Гран-при на Международном юношеском конкурсе в Париже. В 1974 году поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Якова Флиера, выдающегося пианиста и педагога. В 1977 году Плетнев получает первую премию на V Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году завоевывает золотую медаль и первую премию на VI Международном конкурсе пианистов имени П.И.Чайковского в Москве. После смерти Флиера Плетнев поступил в класс под руководством Льва Власенко (в свое время ученика Флиера). В 1979 году Плетнев с отличием окончил консерваторию, в 1981 году - аспирантуру. Через некоторое время у Михаила Плетнева появляется свой класс фортепиано в Московской консерватории. После победы на VI Международном конкурсе началась интенсивная концертная деятельность пианиста. Он выступал по всему миру с сольными программами и вместе с известнейшими оркестрами Европы и Америки - филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Израиля, Мюнхена, Чехии, играл под управлением выдающихся дирижеров современности - К.Аббадо, Б.Хайтинка, Л.Маазеля, З.Меты, К.Зандерлинга, Н.Ярви. В 1980 году состоялся дебют Плетнева как дирижера.
Появление в 1990 году Российского национального оркестра (РНО), созданного Михаилом Плетневым, стало неординарным событием в истории российской музыки. С первых шагов нового коллектива критика отмечала высокий уровень исполнительства. Через год после создания оркестр достойно выступил в Ватикане, в резиденции Иоанна Павла II. В последующие годы коллектив триумфально гастролировал в США, Японии, выступал в крупнейших музыкальных центрах Европы, на музыкальных фестивалях в Риме, Белграде, Берлине, Вене, Лондоне, Амстердаме, Женеве, Мадриде. Оркестр под управлением М.Плетнева за короткий срок получил широкое международное признание и вошел в десятку лучших оркестров мира. Это единственный симфонический оркестр в России, который приглашается на записи в известную западноевропейскую фирму «Deutsсhe Grammophon». Результатом этого сотрудничества стало множество международных наград. На пике славы и успеха Михаил Плетнев принял решение в начале сезона 1999/2000 годов сложить с себя полномочия художественного руководителя, главного дирижера и президента фонда Российского Национального оркестра, мотивируя столь серьезный шаг тем, что исполнение административных функций создает определенный дефицит времени, и тем, что он хотел бы полностью сосредоточиться на своей творческой деятельности - композитора, пианиста, дирижера... . Коллектив учредил для него звание - «Почетный дирижер Российского Национального оркестра».
Михаил Васильевич Плетнев широко известен во всем мире. Он один из лучших интерпретаторов русской и зарубежной классики. Исполнительское мастерство М.Плетнева ставит его в один ряд с Э.Гилельсом, С.Рихтером, В.Горовицем и другими великими мастерами ХХ века. Слава пианиста-виртуоза прочно закрепилась за Михаилом Плетневым с самых первых его выступлений. Его исполнительские трактовки отличаются яркой артистической индивидуальностью, стилистической чуткостью, гармоничным сочетанием эмоциональности, тонкой лиричности с высокоразвитым интеллектом. Михаил Плетнев удостоен звания народного артиста России, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Премии Президента РФ, Государственной премии России, независимой российской премии «Триумф», а также Европейской культурной премии, премии «Гремми» за лучшее исполнение камерной музыки.
62 года назад (1945) основан Главный ботанический сад Академии наук СССР (теперь - РАН)
Главный ботанический сад РАН расположен на месте уникальных лесных природных массивов на территории Москвы, фрагменты которых сохранились только благодаря научной и природоохранной деятельности Сада - это Ерденьевская роща в составе Останкинской дубравы и Леоновский лес. Впервые эти территории упоминаются в хрониках 1584 года как земли, принадлежащие князьям Черкасским, в охотничьих угодьях которых любил охотиться еще отец Петра I - царь Алексей Михайлович. Проект современной планировки разработан архитектором И.М.Петровым под руководством академиков Н.В.Цицина и А.В.Щусева. В него вошли большая часть Останкинской дубравы (Ерденьевская роща), ограниченная с юга Шереметевскими прудами, часть Леоновского леса на востоке в пойме Яузы и производственный участок по Владыкинскому шоссе (ныне Ботаническая улица), отведенный специально под питомник. Разработка проектов партерной части около современного главного входа и лабораторного корпуса, а также идея создания искусственных микроландшафтов дендрария, включенных в естественные насаждения, принадлежит выдающемуся ландшафтному архитектору Л.Е.Розенбергу. По его проекту создан один из крупнейших в мире дендрариев, включающий около двух тысяч видов деревьев и кустарников со всего мира. В период 1950-1970 годов в Ботаническом саду построены все основные экспозиции и созданы коллекционные участки - модели географических ландшафтов СССР в отделе флоры, обширная коллекция цветочно-декоративных растений и экспозиции «Розарий», «Сад непрерывного цветения», «Сад прибрежных растений» и «Теневой сад». В Фондовой оранжерее собрана одна из наиболее крупных в Европе коллекция тропических и субтропических растений, насчитывающая свыше пяти тысяч видов и форм. Главный ботанический сад - один из красивейших уголков столицы - давно стал излюбленным местом отдыха москвичей. Они приходят сюда полюбоваться богатейшей коллекцией растений, погулять в Заповедной дубраве и Японском саду, посидеть на берегу живописного пруда, подышать воздухом, напоенным ароматом цветов.