Интервью министра иностранных дел Индии Пранаба Мукерджи РИА Новости и другим российским изданиям по случаю 60-летия установления дипломатических отношений между Россией и Индией.
- В апреле исполняется 60 лет с момента установления дипломатических отношений между Индией и Россией. Как Вы оцениваете сегодня, с позиций, на которых Индия стоит в начале 21-го столетия, то, что произошло в 1947 году?
- Индия обрела независимость, пожертвовав для этого миллионами своих сограждан. Многие из них отдали на алтарь освобождения Индии собственное благополучие. Сегодня, после того, как мы завоевали политическую свободу, мы прилагаем усилия к тому, чтобы обеспечить достойный уровень жизни всему нашему народу. Мы связываем свои надежды с быстрым, устойчивым и равноправным экономическим ростом на протяжении следующих нескольких десятилетий. В этом устремлении Россия - друг и партнер, имеющий для нас ключевое значение. Двусторонние отношения между Индией и Россией были образцовыми в прошлом, и мы полны решимости и дальше укреплять наше стратегическое партнерство в предстоящие годы.
- Как один из наиболее заметных и влиятельных индийских политиков и ветеран индийской дипломатии Вы пристально следите за отношениями Индии с нашей страной на протяжении многих десятилетий. На Ваш взгляд, насколько сегодня актуальны в индийском обществе, во внешнеполитических и внутренних приоритетах Индии те идеалы, на которых строились наши отношения многие годы назад? Есть ли понимание значимости проверенных десятилетиями многогранных индийско-российских связей среди представителей нового поколения?
- Партнерство с Россией было и остается приоритетом индийской внешней политики. Это относится к тем аспектам нашего внешнеполитического курса, где существует политический консенсус. Мы верим, что индийско-российские отношения, выдержавшие испытания временем, остаются важным фактором обеспечения взаимной безопасности и процветания, вносят конструктивный вклад в сохранение мира и экономическое развитие в глобальных масштабах. О том, насколько существенное внимание уделяется индийско-российским отношениям в нашей стране, очевидно, например, по широте и глубине дискуссий по этой теме в нашем парламенте. Более того, хорошо известно, что Индия и Россия относятся к числу влиятельных экономических сил, которые, как ожидается, могут достичь впечатляющего роста в предстоящие десятилетия. Естественно, в промышленных и деловых кругах нашей страны, а также в целом у широкой общественности, возрастает интерес к происходящему в России, ее экономике и с ее народом. На политическом уровне, как я уже отметил, наблюдается почти полное соответствие между нашим всеобъемлющим сотрудничеством с Россией и нашему стремлению к устойчивому, безопасному и быстрому экономическому росту.
- Сегодня в международных дипломатии все чаще употребляется термин "стратегическое партнерство", который, как представляется, означает не просто комплекс дипломатических, политических, экономических, торговых и других связей. Индия и Россия одними из первых обозначили свои отношения как "стратегические". Есть ли, на Ваш взгляд, в этом смысле какие-либо особенности, которые отличают индийско-российские связи от отношений Индии с другими ее стратегическими партнерами?
- Время - лучший судья в любых отношениях. Я согласен с тем, что стратегическое партнерство не может определяться в очень точных терминах. В то же время, я думаю, что если сравнивать стратегическое партнерство между любыми другими государствами, индийско-российское партнерство, несомненно, является одним из наиболее выдающихся примеров. Если судить по его содержанию и степени надежности, оно просто не имеет аналогов в дипломатической истории после обретения Индией независимости.
- Этот год в отношениях между Индией и Россией начался с визита президента Владимира Путина, который был главным гостем на торжествах по случаю Дня Республики Индия. Во время визита был подписан большой пакет двусторонних документов, намечены планы расширения и углубления сотрудничества на ряде важных направлений. Не умаляя значения других аспектов нашего взаимодействия, какие из них Вы все же считаете ключевыми с точки зрения национальных интересов Индии?
- Это было большим удовольствием и огромной честью - принимать президента как главного гостя на торжествах по случаю Дня Республики 26 января 2007 года. Это событие имело для нас громадное значение и задало тональность двусторонней деятельности в течение 2007 года, который ознаменован 60-й годовщиной установления дипломатических отношений между Индией и Россией. Как свидетельствует ряд документов, подписанных во время визита, оборона, энергетика, включая ядерную, космос, высокие технологии, такие как информационные технологии, биотехнологии и нанотехнологии, авиация, металлургия и, конечно, торговые и экономические связи являются некоторыми из важных областей нашего взаимовыгодного сотрудничества. экономический прогресс в обеих странах открывает новые возможности для серьезного сотрудничества в других сферах.
- Вы являетесь сопредседателем индийско-российской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Недавно в Нью-Дели прошел первый форум представителей деловых кругов наших стран по инвестициям и торговле, а летом Индия будет "главным героем" ежегодного международного экономического форума в Санкт-Петербурге. Есть ли, по Вашему мнению, признаки зарождения принципиально новых тенденций в развитии нашего сотрудничества, можно ли говорить о том, что оно более чутко откликается на вызовы времени, предлагает свежие идеи, проекты, решения?
- Есть крепнущее понимание того, что обе страны обладают стабильным государственным сектором и, в то же время, динамичным и идущим на подъем частным сектором. Совершенно естественно, что инициативы со стороны компаний частного и государственного секторов будут играть все большую роль в торговле и взаимных инвестициях. В этом контексте проведение индийско-российского форума по торговле и инвестициям с участием ведущих представителей бизнеса - важный шаг вперед. Мы считаем, что нынешний уровень торговли между нашими странами значительно ниже имеющегося потенциала. Отсутствие прямых торговых путей, слабые связи между банковскими секторами, трудности в доступе на рынки и в деловых поездках - лишь некоторые из причин относительно медленного развития двусторонней торговли. Совместная исследовательская группа, в которую входят эксперты с обеих сторон, работает над пакетом рекомендация по наращиванию объемов торгового оборота. Мы надеемся, что работа исследовательской группы и тесные контакты между нашими бизнесменами и компаниями будут помогать преодолевать препятствия на пути к развитию торгово-инвестиционных отношений.
- В индийско-российских отношениях появился новый элемент, связанный с развитием взаимодействия в трехстороннем формате - Индия-Китай-Россия. Вы председательствовали на последней встрече "тройки" в Нью-Дели. Что, на Ваш взгляд, она дала для самих стран-участников и какой сигнал посылает международному сообществу?
- Трехстороннее взаимодействие Индии, России и Китая - очень важный формат для обмена мнениями между тремя странами и продвижения трехстороннего сотрудничества в сферах взаимного интереса. Состоявшаяся 14 февраля 2007 года в Нью-Дели шестая трехсторонняя встреча министров иностранных дел стала прекрасной возможностью для обсуждения текущей глобальной ситуации, актуальных региональных проблем, усилий по противодействию терроризму и пресечению наркоторговли, а также развитию трехстороннего экономического сотрудничества. Три государства договорились провести трехсторонний бизнес-форум в Индии в течение 2007 года. На встрече также обсуждались варианты трехстороннего сотрудничества в энергетике, транспорте, инфраструктуре, здравоохранении, информационных технологиях и биотехнологии. Три стороны рассчитывают провести консультации в этих сферах на уровне официальных представителей и экспертов. Индия предложила также организовать семинар по геостратегическим тенденциям с участием официальных лиц и ученых из трех стран.
Трехстороннее взаимодействие это - проявление взаимопонимания и доверия между тремя странами. Эти трехсторонние консультации нацелены на обсуждение вопросов, представляющих общий интерес в плане содействия достижению целей развития трех государств, равно как и мира, безопасности и стабильности в регионе и в мире. Наше трехстороннее сотрудничество не направлено против интересов какой-либо страны, а, напротив, ориентировано на содействие международному согласию и пониманию, поиск общих основ при разнообразии интересов.
- Индия уделяет немало внимания в своей внешнеполитической деятельности отношениям с бывшими республиками СССР. Есть ли, по Вашему мнению, возможности более тесного совместного сотрудничества Индии, России и стран СНГ, в частности, государств Центральной Азии? Возможно ли здесь объединение усилия для реализации взаимовыгодных проектов в Азиатском регионе?
- Индия имеет очень хорошие отношения с Россией, как и с другими странами Евроазиатского региона, включая Центральную Азию. Индия осуществляет проекты в центрально-азиатских государствах, внося вклад в их усилия по реализации планов развития. Более того, Индия имеет статус государства-наблюдателя в Шанхайской организации сотрудничества и полностью готова участвовать в экономических проектах ШОС в регионе, а также программах по противодействию терроризму и наркоторговле. Индия хотела бы также взаимодействовать на двусторонней и многосторонней основе с государствами, возникшими после распада Советского Союза, включая Россию, для налаживании взаимовыгодного сотрудничества в таких областях, как энергетика и инфраструктура.
- В последнее время много говорят о замене парадигмы однополярного мира. Учитывая появление на мировой арене новых серьезных игроков, включая Китай и Индию, какой точки зрения на эту дискуссию придерживается Индия? На каких основах может выстраиваться, с Вашей точки зрения, модель новых взаимоотношений? Какую роль в этих процессах могут играть традиционные международные структуры - ООН, ШОС, ОПЕК, МАГАТЭ? Каким образом смена парадигмы может сказаться на внутриполитических процессах к отдельной стране, к примеру, Индии?
- Индия остается приверженной многополярному мироустройству, основанному на принципах верховенства закона, суверенного равенства, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела государств. В этом контексте есть потребность в укреплении системы ООН. Хотя со времени основания ООН 69 лет назад ее деятельность существенно расширилась, темпы реформы этой организации остаются далекими от удовлетворительных. Есть широко распространенное мнение среди стран-членов, что ООН необходима всеобъемлющая реформа с тем, чтобы она могла выполнять задачи, обозначенные в ее уставе. Индия продолжает свое конструктивное участие с другими странами-членами в рассмотрении всех вопросов реформирования. Приветствуя тот прогресс, который уже достигнут, мы отмечаем, что многое еще предстоит сделать в плане реформы и расширения Совета Безопасности, чтобы привести его в соответствие с современными реалиями.
Я уже отметил, что ШОС играет существенную роль в борьбе с терроризмом, наркоторговлей и в региональном экономическом развитии, и мы готовы быть партнером в этих усилиях. Мы выразили заинтересованность в присоединении к АТЭС еще в 1991 году, и намерены реализовать эту заинтересованность, если среди ее членов будет достигнут консенсус. Вы можете припомнить, что в 1997 году АТЭС приняла решение о десятилетнем моратории на расширение своего членства. Отношения Индии с государствами за пределами ближайшего соседнего региона на Востоке существенно преобразились за период после того, как полтора десятилетия назад был инициирован наш политический курс "Направление - Восток". Отношения Индии с ведущими державами, включая Соединенные Штаты, также были отмечены значительной трансформацией в XXI столетии.
Ядерная энергетика все больше признается как безопасный и чистый источник энергии. В этом смысле МАГАТЭ предстоит сыграть важную роль в содействии мирному использованию ядерной энергии под соответствующие гарантии МАГАТЭ и вносить вклад в процесс развития.