Рейтинг@Mail.ru
Акционерное сообщество - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Акционерное сообщество

Читать ria.ru в
Дзен
Тысяча воздушных шариков, взлетевших в московское небо, оповестили о начавшейся продаже акций Внешторгбанка, второго банка страны, активно борющегося за первенство. Примерно так же взлетела в первый день и цена размещения - до 15 копеек при номинале в одну копейку. Честно говоря, это сообщение одного из агентств мне непонятно: акции ВТБ никогда не выходили на рынок, размещение только началось, оплата их пройдет с 26 апреля по 7 мая, и только 11 мая может быть определена цена.

Владимир Мытарев, независимый журналист для РИА Новости.

Тысяча воздушных шариков, взлетевших в московское небо, оповестили о начавшейся продаже акций Внешторгбанка, второго банка страны, активно борющегося за первенство. Примерно так же взлетела в первый день и цена размещения - до 15 копеек при номинале в одну копейку. Честно говоря, это сообщение одного из агентств мне непонятно: акции ВТБ никогда не выходили на рынок, размещение только началось, оплата их пройдет с 26 апреля по 7 мая, и только 11 мая может быть определена цена. В отличие от ВТБ, Сбербанк выходил на рынок с активно торгующимися акциями, рыночная цена которых в разы отличалась от номинала. Что, собственно, было и плюсом, и минусом. Плюс в том, что покупатель реально понимал, за что отдает немалые деньги. А минус в том, что биржа в дни размещения заявок и выкупа демонстрировала такие скачки, что у ряда потенциальных покупателей нервы не выдержали, и они нашли своим деньгам другое применение.  Возможно, в более консервативном варианте - на вкладах в том же Сбербанке, гарантирующих не столь высокий, но вполне надежный процент прибыли.

Первичное публичное размещение акций (английская аббревиатура IPO, уже ставшая привычной для русского уха) становится в России все более распространенным способом привлечь средства для предприятий, повысить, как говорят профессионалы, их капитализацию. В прошлом году  российские компании получили, таким образом,  $16,5 млрд.

Если же взять банковский сектор, то там публичные размещения проходят не так масштабно. В прошлом году несколько десятков банков объявляли, что «вот-вот состоится» IPO, но их акций на биржах почти не прибавилось. Банки не спешат делиться секретами, как этого требуют условия размещения, и продавать акции первому встречному. И есть в этом свои резоны. Массовые мелкие акционеры, миноритарии - это не только практически бесплатные кредиты, как цинично именуют их биржевики, но и носители риска. Не в том смысле, что они как совладельцы берут часть риска на себя, но и в том, что они сами по себе несут риск. Не очень  ориентирующиеся в биржевых «трендах», зато легко поддающиеся панике, они своим непредсказуемым поведением могут обрушить рынок. Как это наблюдали мы совсем недавно на примере Китая, когда сотни тысяч этих самых миноритариев кинулись продавать свои акции и окончательно добили рынок. Потому проведение публичных размещений при всех положительных  факторах таит и такой риск.

В Сбербанке, подводившем на прошлой неделе итоги своего размещения, по этому поводу заметили, что сами-то они не особенно рассчитывали на массовый характер распространения, поскольку акция стоила 89 тыс. рублей. Банк определил задачу - увеличить капитал, что, собственно, и было сделано. И все же расчет на то, что в России найдется достаточное количество людей, способных купить дорогие акции, оправдался - физические лица заплатили за них почти 14 млрд. рублей. Однако в Сбербанке понимают, что сливки сняты, и собираются на ближайшем собрании акционеров решать вопрос с дроблением акций, чтобы на следующую эмиссию выйти с более доступным товаром. Потому что, как сказал Андрей Казьмин, возглавляющий Сбербанк, «привлечение новых инвесторов было и остается нашей целью». О каких-либо деталях дробления пока речи не идет, но, возможно, опыт проведения IPO ВТБ подскажет, надо ли снижать цену до копеек или достаточно довести до 100 или 10 рублей.

 Надо заметить, что обретение массового акционера ни для Сбербанка, ни для ВТБ не является главной задачей. Хотя, безусловно, учитывался этот фактор, несущий как экономическую, так и большую социальную нагрузку. Специалисты отмечают, что россияне в последние годы предпочитают тратить, а не копить. Общий объем накоплений населения (естественно, не тех, что «под подушками», а в банках и фондах) составляет всего-навсего 1-2% ВВП. При этом 72% средств приходятся на депозиты банков, в пенсионные резервы вложено 8%, в ПИФы - 10%, в страховые резервы - 10%. Отчасти это можно объяснить неразвитостью финансовой системы, тем, что она мало что может предложить людям. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что количество акционеров, пайщиков ПИФов, игроков на биржах понемногу растет. Поэтому продажа акций банков может повлиять на положение на внутреннем рынке.  Привлечение средств населения на финансовый рынок не только дает ему большие финансовые вливания, но и меняет социальное поведение сотен тысяч людей (в Сбербанке - почти четверть миллиона акционеров),  образовывает их экономически, делает их поведение более предсказуемым, а главное - повышает благосостояние общества.

И все же допэмиссия Сбербанка и размещение акций ВТБ проводились в первую очередь для укрепления российской банковской системы. Два крупнейших банка постепенно сокращают долю государства в своем капитале, привлекая взамен частный отечественный и зарубежный. Сбербанк, ориентированный на размещение акций внутри страны, тем не менее, продал их на $3 млрд. зарубежным покупателям, среди которых гранды мирового финансового сообщества, занимающие первые строки в ежегодных рейтингах «Форбс».

Несомненно, это укрепляет связи российских банкиров с коллегами, дает возможность получать дешевые кредиты. Да что там, Сбербанк совокупно с ними уже и сам выступает как игрок высшей лиги. Буквально на днях РУСАЛ завершил сделку по привлечению синдицированного кредита в объеме $500 млн на финансирование Хакасского алюминиевого завода. Этот чрезвычайно выгодный кредит на 12 лет предоставил синдикат зарубежных банков и Сбербанк. Тем самым они признали его ровней. А теперь Сбербанк и сам подумывает об организации синдицированного кредита уже силами российских банков. Так меняются масштабы деятельности! А ведь еще совсем недавно говорилось, что считанные российские банки могут дать кредит на $10 млн.

У ВТБ, исторически связанного с западными банками, большая часть акций будет продаваться на западных же площадках. Так что, несмотря на копеечную стоимость, на долю населения достанется не так уж много - несколько процентов. И, тем не менее, для банка, до недавнего времени на 99% принадлежащего государству, это будет началом совершенно новой жизни - с акционерами, в том числе и миноритарными, с биржевыми котировками. И если учесть, что в нынешнем году по тропе Сбербанка и ВТБ собираются идти  еще два десятка банков, то, возможно, банковский сектор на бирже станет не менее активным и мощным, чем сейчас энергетический, а количество новоявленных акционеров вырастет до миллиона.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала