Рейтинг@Mail.ru
Человек из тени - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Человек из тени

Читать ria.ru в
Дзен
Апрель подарил нам, как минимум, две новости о новом министре обороны (простите за невольную тавтологию). Одну хорошую, другую - не очень. Начну с той, что «не очень». Московским отставникам задержали выплату пенсий, чего давно, больше десяти последних лет, не бывало. С чем это связано, с проверками и ревизиями, что сейчас происходит в военном ведомстве или с чем еще, не известно. Но факт остается фактом. К празднику Святой Пасхи многие запасники не получили причитающихся им денег. Но это - мелочи жизни...

Апрель подарил нам, как минимум, две новости о новом министре обороны (простите за невольную тавтологию). Одну хорошую, другую - не очень.

Начну с той, что «не очень». Московским отставникам задержали выплату пенсий, чего давно, больше десяти последних лет, не бывало. С чем это связано, с проверками и ревизиями, что сейчас происходит в военном ведомстве или с чем еще, не известно. Но факт остается фактом. К празднику Святой Пасхи многие запасники не получили причитающихся им денег. Но это - мелочи жизни.

Вторая новость - повеселее. Анатолий Сердюков наконец-то выступил перед людьми. Впервые за два месяца своего нахождения в должности. Произошло это на совещании ветеранского актива вооруженных сил. И, хотя ни один фотограф и телеоператор так и не смог поймать в объектив глаза министра, - тот не отрывал их от бумаг, на которых было записано его выступление, хотя он не сказал ничего принципиально нового - призывы активнее участвовать в работе с допризывной молодежью, по мере сил помогать армии и флоту звучат на подобных мероприятиях еще с советских времен, - все равно выход руководителя министерства обороны к трибуне стал почти сенсацией. Как говорят бывалые разведчики, «человек вышел из тени». Это действительно событие.

Да, чуть не забыл. Еще одним событием, тоже почти сенсационным - по крайней мере, оно вышло на первые полосы ведущих московских газет - стало начало учебы нового министра обороны в Академии Генерального штаба. Журналисты подробно расписали, какие предметы будет изучать Анатолий Сердюков, каким образом, сколько раз в неделю станут приезжать к нему ведущие профессора академии, когда он поедет в здание на юго-западе столицы, будет ли сдавать экзамены и зачеты, где и как проходить практику, знакомиться в боевой техникой и вооружением армии и флота...

А если добавить к этим сообщениям, и слухи о реальных и будущих отставках на армейском Олимпе, связанных с действиями нового министра обороны и привлеченных им специалистов из налоговой службы, то нужно признать, что новостей с Арбатской площади оказалось даже больше, чем ожидалось.

Правда, некоторые из коллег посетовали, что, к примеру, знания, которыми поделятся с министром в Академии Генерального штаба, «будут иметь сугубо историко-познавательный характер. Вроде знаний о том, как с помощью трения добыть огонь». И что «основные принципы, на которых основывается система обеспечения безопасности России, устарели еще лет тридцать-сорок назад». Не будем с ними спорить. В чем-то они - правы, в чем-то, наверное, - нет. Трудно ожидать от военной науки и оборонной политики, от тех знаний о войне и армии, о военной организации государства, которые сосредоточены в умах и книгах академических профессоров, чтобы они решительно опережали развитие общества, в котором существуют и эволюционируют. Не так быстро, как многим хочется. Но и не революционным путем, чего бы, при всей привлекательности подобного скачка, пережить не хотелось бы. Слишком негативный опыт у нас накопился от различного рода революций.

Но разговор все же не об этом. Хорошо уже то, что назначение министром обороны гражданского человека, не уволенного в запас генерала, что из войск, что из внешней разведки, не вызвало в обществе и в армии никакого протеста. Все восприняли этот шаг президента достаточно спокойно, если не сказать равнодушно. Почему? Наверное, потому, что привыкли: армейские дела - важная часть нашей современной жизни, но, увы или ах, совсем не самые главные. Не война, словом. Еще и потому, что, всем ясно-понятно, руководит армией и флотом не министр обороны, каким бы популярным и перспективным он не был, а все-таки - Верховный главнокомандующий, президент. Кто бы ни стоял у руля вооруженных сил. А военная политика, тренд развития военной организации, которые определил президент, остаются неизменными.

Правда, огорчает, что в резерве у Верховного не нашлось ни одного человека, для которого военное дело было бы, если не близким и привлекательным, то хотя бы достаточно хорошо известным. И чтобы он сам был известен общественности, чтобы люди, кто - в погонах, кто - без них, были уверены: этот не подведет, этот - дока, дело знает...

Оказалось, что таких под рукой у Верховного нет или они есть, но что-то там не срастается. Не хочет или не может президент доверить им этот важнейший во всех отношениях пост. Почему, будем догадываться. А догадки, видимо, из-за отсутствия убедительных объяснений и аргументов, так и сыпятся. Словно, из пресловутого рога изобилия. Одну из них мы уже высказали. Назначением на пост министра обороны человека, далекого от армии и флота, президент хотел подчеркнуть, что там все в порядке, вооруженные силы развиваются в заданном направлении, они под его личным контролем и никакой другой человек ничего там испортить уже не сможет. А если получится улучшить, то - пожалуйста. Для этого и выдвигается на столь важный пост.

Как именно предполагается улучшить ситуацию в вооруженных силах, мы из слов президента тоже знаем. Анатолию Сердюкову поручено заняться проверкой эффективности и рациональности расходования средств на оборону. Денег тратится очень много, а отдача не совсем та, на которую рассчитывали в Кремле, да и в обществе тоже. Это, по-своему, хочет кто-то или не хочет, но все-таки небольшой упрек бывшему министру обороны. Но, с другой стороны, он все же что-то сделал полезное для стабилизации обстановки в армии и на флоте, для решения социальных и других проблем военнослужащих. А, что касается адекватности денежных трат, то тут - второй вопрос. Сергей Иванов, к сожалению, не финансист. Есть специалист по кредитно-денежным отношениям, к тому же, еще и юрист. И, как показывает опыт, достаточно успешный, он все сможет поправить...

Некоторые обозреватели, исходя из этих посылов, уже назвали Анатолия Сердюкова - «техническим министром». Мол, сделает он свое дело и опять уйдет в тень. С новым президентом у России будет и новый министр обороны.

С подобной логикой спорить сложно. В ней, кто бы и что не говорил, есть свой смысл. Который, конечно, требует проверки практикой. О ней чуть позже.

Есть, наверняка, смысл и в том, что на смену экстрапубличному  политику и чиновнику, каким был и остается Сергей Иванов, пришел человек, который не дал в своей жизни ни одного интервью, не провел ни одной пресс-конференции, не выступил с заявлением в газете, по радио и телевидению. Многие из коллег-журналистов и военных экспертов удивились: как же так? Министр обороны, который по сути своей должности обязан доводить до людей политику подчиненного ему ведомства, что в демократическом обществе является непременным правилом и даже законом, уметь свободно разговаривать на любые темы, связанные с армией и военными вопросами государства, и вдруг - молчун? Это непонятно и недопустимо.

Думаю, понятно и допустимо. Если учесть кое-какие моменты. Первый и очевидный - о чем говорить, если глубоко дела еще не знаешь. Пройдет человек подготовку  в академии, пооботрется на коллегии минобороны, в штабах видов и родов войск, в разговорах с главкомами, командующими и командирами, потом и появится перед экранами телевизоров, на страницах печатных изданий, рискнет поговорить со специально подобранными журналистами... Второй момент не так бросается в глаза, но тоже имеет право на существование.  Если учесть кое-какие важные, на мой взгляд, нюансы.

В прессе уже отмечалось, что президент освободил Сергея Иванова от должности министра обороны не только для того, чтобы тот сосредоточил свое внимание на неотложных проблемах развития оборонно-промышленного сектора российской экономики, облегчил ее зависимость от топливно-энергетической иглы. Но еще и потому, что хотел освободить его от груза персональной ответственности за нерешаемые годами армейские проблемы - от пресловутой дедовщины, грубых и часто общественно-резонансных нарушений воинской дисциплины, коррупционных скандалов среди генералитета, массового офицерского безденежья, отсутствия крыши над головой у трети и более армейских и флотских профессионалов, от злопамятства отмененных отсрочек... Накануне выборов президента, а Сергей Иванов, хотя он в этом пока и не признается, в глазах общества стал одним из реальных претендентов на этот пост, такие «гири на ногах», конечно же, не могли поспособствовать электоральному успеху.

Не исключено, за год, который остался до всенародного голосования, в памяти избирателей, которые придут к урнам для голосования, армейские проблемы перестанут связываться с именем бывшего министра обороны. Тем более, что есть новый глава военного ведомства, который претендентом не значится, в выборах не участвует, и кто в глазах общественности теперь и есть лично ответственный за тот, мягко говоря, непорядок, что творится в войсках. Более того, на фоне улыбчивого перед телекамерами, напористого, велеречивого и готового порассуждать на любые темы бывшего министра обороны нынешний глава военного ведомства представляется откровенным молчуном, непонятным и неприветливым. Сергей Иванов на этом фоне - просто душа общества.

И если  назначение Анатолия Сердюкова министром обороны преследовало и эту, «контрастную» цель, в чем я почти уверен, оттенить достоинства Сергея Иванова, то она, как показывают сегодняшние события, наверняка достигнута. На том же совещании ветеранского актива вооруженных сил, где Анатолий Сердюков призывал отставников помогать армии и флоту в работе с молодежью, первый вице-премьер, к примеру, говорил о более конкретных и важных для запасников вещах. Он обещал пересчитать пенсии тем, кто уволен в 1995-1998 году, а к концу года решить проблему с пайками - вернуть людям долги государства, которые накопились в последние семь лет из-за противоречий между законом о статусе военнослужащих и постановлениями правительства, и уже зашкаливают для каждого из запасников за две тысячи, если «зелеными».

Вот и судите, «кто есть Who» в пиаровской связке Иванов-Сердюков.

Не вижу ничего плохого в том, что кто-то из них ведущий, а кто-то - ведомый, «теневой». Во многих цивилизованных странах кандидат в президенты представляет общественности свою команду - называет известные людям фамилии тех, кого он хотел бы назначить премьером, министром внутренних дел, обороны... А член этой команды - кандидат в министры обороны, как и его потенциальные коллеги по будущему кабинету, рассказывает публике о том, как он видит перспективу улучшения дел в армии и на флоте, какие нововведения собирается применять, как исправлять недостатки, которые проявились, решать накопившиеся проблемы... Словом, тоже представляет обществу свою программу. А потом, заняв обещанный пост, опять же вместе со своими, подчеркну, гражданскими заместителями - по финансово-экономическим вопросам, по бюджетному планированию, закупкам и поставке вооружений, тыловому обеспечению, международному военному сотрудничеству, по другим важнейшим военно-политическим и оборонно-промышленным проблемам, руководит генералами и адмиралами, у которых свой участок нелегкой работы и высокой ответственности, комитетом начальников штабов. И проводит в жизнь ту оборонную политику, которую ему поручил президент и которая поддержана обществом (оно ему, как и кандидату в президенты, доверило этот пост на выборах)...

Так, в принципе, с небольшими поправками в ту или иную сторону, это проходит  «у них». И когда некоторые из экспертов и журналистов говорят о «сугубо историко-познавательных знаниях» о военной организации государства, которые преподают в наших армейских академиях, думаю, говорят они это от горечи, что у нас все как-то не так. Что кандидат в президенты не заявляет о своей программе переустройства страны и о модернизации ее общественной жизни, экономики и о своей политике военного строительства. Что назначить министром обороны можно любого человека, которого никто не знал, а он - вот и есть. Словно из рукава вынут. И что все это - в порядке вещей...

Я не стану и не могу поддерживать такие настроения. Уверен, у нас еще все впереди. Не сразу, не в один - два дня, даже через несколько лет, но и у нас, в конце концов, появятся партии, которые станут растить своих теневых президентов, премьеров и министров обороны. Словосочетание «человек из тени» перестанет быть журналистским образом, а превратится в политическую реальность. Мы будем знать таких людей в лицо по их публичным выступлениям, по их заявленным программам. У них будут конкуренты из других непохожих, не «однояйцовых близнецов», а иных партий. И тоже не одной и не двух, назначенных сверху, а вызревших из процессов общественного развития. Каждая из этих политических организаций будет иметь свои печатные издания, может быть, даже постоянное место на телевизионных каналах, сайты в Интернете,  а политики - собственные блоги... И мы будем голосовать за них на выборах не сердцем, а головой. После тщательных раздумий и анализа сказанного и сделанного, сможем своим голосом влиять на их поступки и умонастроение...

Слышу, кто-то посмеивается надо мной, - эко загнул, фантаст наивный?!

А что?!

На улице - весна, апрель. Можно и помечтать.

Пенсия, в конце концов, все же пришла.

И жизнь стала веселее.     

Автор - заместитель ответственного редактора «Независимого военного обозрения»   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Блог Виктора Литовкина

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала