Всемирный день авиации и космонавтики
По решению Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. В России мы отмечаем День космонавтики в ознаменование первого полета человека в космос (праздник установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года). В этот день 45 лет назад, 12 апреля 1961 года, гражданин СССР майор Ю.А.Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. Развитие пилотируемых полетов у нас в стране проходило поэтапно с учетом достигнутых научно-технических результатов и появления новых научных, хозяйственных и технических задач. От первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым космическим пилотируемым орбитальным комплексам - таков путь, пройденный советской и российской пилотируемой космонавтикой. Начальный этап освоения космического пространства (полеты на кораблях «Восток» и «Восход») включал в себя вопросы конструирования космических кораблей и их систем, отрабатывались наземные системы управления полетами, методика спуска кораблей с орбиты, поиска и встречи космонавтов на земле. Следующий этап российской пилотируемой космонавтики - создание долговременных орбитальных станций «Салют» и нового, многоцелевого корабля «Союз», способного совершать сложные маневры на орбите, сближаться и состыковываться с другими кораблями. На семи станциях «Салют» и в автономных полетах на космических кораблях «Союз» была реализована большая программа исследований и экспериментов по изучению околоземного космического пространства, Земли и Вселенной, проведен ряд практических работ. На смену «Салютам» пришло третье поколение околоземных лабораторий - орбитальный комплекс «Мир». Космический комплекс находился в эксплуатации до июня 2000 года - 14,5 лет вместо пяти предусмотренных. За это время на нем было проведено 28 космических экспедиций, в общей сложности на комплексе побывали 139 российских и зарубежных исследователей космоса, на его борту были выполнены 24 международные программы экспериментальных исследований, проведено более 16,5 тысяч экспериментов. В процессе создания комплекса разработано более 600 новейших технологий. Во время космических экспедиций были отработаны новые методы сборки в космосе крупногабаритных конструкций с использованием термодинамических соединений из материалов, обладающих эффектом памяти формы - будущих элементов новой Международной космической станции; проводилось изучение природы серебристых облаков, аэрозольных слоев в атмосфере и мезосфере, исследование межзвездного газа, получена научная информация о взаимосвязи физических процессов, происходящих во Вселенной и околоземном пространстве, а также множество других экспериментов по космической медицине, биотехнологии, астро- и геофизике, материаловедению и других. На российском космическом комплексе установлены мировые рекорды по длительности орбитального полета, продолжительности пребывания в космосе, выходам в открытый космос. Всего за время работы «Мира» в пилотируемом режиме космонавты и астронавты совершили свыше 75 выходов в открытый космос - за бортом проведено в общей сложности около 15 суток. Космический комплекс «Мир» сменила на орбите Международная космическая станция (МКС). При создании нового космического комплекса широко использовались российские достижения в области пилотируемой космонавтики.
26 лет назад (1981) состоялся вывод на орбиту первого многоразового транспортного космического корабля (спейс шаттл) «Колумбия» с астронавтами
«Колумбия» - первый многоразовый транспортный космический корабль. Строительство «Колумбии» было начато в 1975 году. 25 марта 1979 года «Колумбия» передана в эксплуатацию НАСА. Шаттл «Колумбия» был назван по имени парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии (ныне штаты США Вашингтон и Орегон). В НАСА «Колумбия» имеет обозначение OV-102 (Orbiter Vehicle-102). Первый пилотируемый полет многоразового транспортного космического корабля «Колумбия» состоялся 12 апреля 1981 года. Командиром экипажа был ветеран американской космонавтики Джон Янг, пилотом - Роберт Криппен. 11 ноября 1982 года впервые в экипаж «Колумбии» вошли четверо астронавтов, шестеро астронавтов составили экипаж во время полета 28 ноября 1983 года. Среди этих шестерых астронавтов находился Ульф Мербольд (ФРГ) - первый иностранец на американском космическом корабле. 13 апреля 1998 года командиром «Колумбии» была Эйлен Коллинз, первая женщина - командир космического корабля. Шаттл «Колумбия» был тяжелее шаттлов, построенных позже, поэтому у него не было стыковочного модуля. «Колумбия» не могла состыковаться ни со станцией «Мир», ни с МКС. Последний полет «Колумбии» - с 16 января по 1 февраля 2003 года. Тогда в экипаж шаттла вошли астронавты Рик Хасбэнд, Уильям МакКул, Майкл Андеосон, Лорел Кларк, Дэвид Браун, Калпана Чавла и Илан Рамон - первый астронавт Израиля. После 16-суточного полета при входе в атмосферу 1 февраля из-за повреждения теплоизолирующего покрытия левого крыла «Колумбия» потерпела катастрофу. Трагедия произошла над Техасом, на высоте 63 километра при скорости 5,6 километра в секунду. Все семь членов экипажа погибли. Шаттл «Колумбия» 28 раз побывал в космосе, провел там 300,74 суток, совершил 4.808 оборотов вокруг Земли и пролетел, в общей сложности, 201.454.702 километра.
323 года назад (1684) умер Николо Амати, наиболее известный из семьи Амати - итальянских мастеров смычковых инструментов
Амати - старейшая семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник школы скрипичных мастеров в итальянском Кремоне Андреа Амати принадлежал к одной из старинных фамилий города. Амати впервые установил тип скрипки как инструмента, приближающегося по своей выразительности к тембру человеческого голоса (сопрано). Андреа впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клен, ель или пихта, иногда груша и платан. Созданный им классический тип скрипки остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука. В настоящее время инструменты Андреа Амати встречаются редко. Наиболее известный представитель семейства Никколо Амати, внук Андреа, довел тип скрипки, выработанный мастерами Амати, до совершенства. В некоторых скрипках увеличенного формата, так называемых Grand Amati, мастер усилил звучание, сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Инструментов его работы немного, и они ценятся очень высоко. Учеником Николо Амати был величайший мастер смычковых инструментов Антонио Страдивари. Он очень рано начал изготавливать инструменты: сохранилась скрипка с этикетом, свидетельствующим, что она сделана Антонио Страдивари в возрасте 13 лет. Многие годы Страдивари работал в стиле своего учителя Николо Амати. Мастер отличался методичностью: десятилетиями всесторонне разрабатывал какой-либо тип модели, пока не переходил к другому. Отход от школы Амати произошел в 1690-м году, когда Страдивари создал тип так называемой удлиненной скрипки. Только около 1700-го года, в возрасте 56 лет, Страдивари сконструировал свою модель. С этого года и на протяжении 16-ти лет длился так называемый золотой период, когда Страдивари создал лучшие по концертным качествам инструменты. В своих инструментах Страдивари более всех других мастеров приблизился к природному тембру человеческого голоса. Инструменты Страдивари пользовались огромной популярностью. Ему приписывается создание около 2500 инструментов, из которых сохранилось 732 бесспорно подлинных. Неблагоприятные экономические и политические обстоятельства затронули кремонских мастеров в начале 30-х годов XVIII века и явились началом спада в искусстве. Конец прекрасной эры итальянских скрипок наступил к концу XVIII века.
74 года назад (1933) родилась Монсеррат Кабалье, испанская оперная певица (сопрано), представительница школы бельканто
После окончания консерватории в Барселоне в1956 году Монтсеррат уезжает в Швейцарию, где поступает в Оперный театр Базеля. В 1959 году она входит в труппу Бременского оперного театра. Международное признание пришло к ней в 1965 году, когда ей предложили заменить американскую певицу Мэрилин Хорн в партии Лукреции Борджиа в нью-йоркском Карнеги Холле. Прослушав первую арию певицы, публика, избалованная выступлениями артистов первой величины, бурно аплодировала ей 20 минут. Монтсеррат Кабалье выступала на лучших оперных сценах мира, в числе которых - Метрополитен-опера, Карнеги Холл, «Ла Скала», Большой театр России, Венская опера, оперные театры Парижа, Рима... . В репертуаре Монтсеррат Кабалье наряду с традиционными для сопрано партиями - арии из опер старых итальянских мастеров и испанских сарсуэл. Среди любимых оперных партий - Лукреция Борджиа (Доницетти), Манон (Пуччини), Аида и Тривиата (Верди). Певица обладает уникальным репертуаром, в котором свыше 125 оперных партий, выступает в разнообразных концертных программах. Удостоена многих почетных званий и наград, среди которых и высшая награда правительства Испании - орден Доны Изабель Ла Католика.
291 год назад (1716) Петр I издал первый Воинский устав сухопутных войск
Свою историю Сухопутные войска Вооруженных Сил России ведут от княжеских дружин Киевской Руси, сражавшихся с хазарами и половцами, татаро-монгольскими, немецкими, шведскими и многими другими завоевателями. Наиболее яркой страницей военной истории является разгром Ливонского ордена дружинами князя Александра Невского на льду Чудского озера. Образцы военного искусства и воинской доблести показали русские войска под командованием великого князя Московского Дмитрия Донского в борьбе против татаро-монгольских завоевателей. Борьба за преодоление феодальной раздробленности, образование централизованного государства и ликвидацию иноземного гнета повлекла за собой увеличение численности армии, а укрепление хозяйственно-экономического уклада жизни создало условия для первых военных реформ на Руси, которые активно проводил царь Иван IV (Грозный). В результате появились усовершенствованная артиллерия, минно-взрывные средства, ручное огнестрельное оружие, а также проведено упорядочение системы комплектования и военной службы в поместном войске, организовано централизованное управление армией и ее снабжение. Наряду с этим были созданы стрелецкое войско и постоянная сторожевая служба, а «наряд» артиллерии выделен в самостоятельный род войск. Значительные преобразования в русской армии провел Петр I. Им была создана регулярная армия с однотипными организацией и вооружением, единой системой воинского обучения и воспитания, централизованным военным управлением. Благодаря петровским реформам русская армия одержала блистательную победу над Швецией в ходе Северной войны (1700-1721), в которой основной целью России было возвращение исконно русских земель, захваченных Швецией. В генеральном сражении между русскими и шведскими войсками 8 июля 1709 года при Полтаве русская армия полностью разгромила шведскую, считавшуюся лучшей в Европе. Дальнейшее развитие военного искусства и умножение побед России связано с деятельностью великого русского полководца генералиссимуса Александра Суворова. Ярким примером торжества русского оружия, образцом разгрома противника «не числом, а умением» служат победы русских войск под предводительством Суворова при Рымнике (1789), штурме крепости Измаил (1790). В историческом развитии Сухопутных войск особое место занимает Отечественная война 1812 года. В сражениях против сильной французской армии, покорившей всю Европу, русские войска оказались более подготовленными к длительной и напряженной борьбе. Искусству опытного врага были противопоставлены мастерство, стойкость, мужество, инициатива и решительность русских войск. Под Бородино был развеян миф о непобедимости французов. Великая Отечественная война, 60-летие Победы в которой наша страна отметила в 2005 году, стала для Сухопутных войск исключительно трудным испытанием. Все важнейшие боевые задачи по борьбе с немецко-фашистскими захватчиками - жестоким, опытным и сильным врагом, решались прежде всего Сухопутными войсками. За годы войны Сухопутные войска стали первоклассными по своему вооружению, непревзойденными по моральному состоянию и самыми передовыми по искусству ведения операций и боев. Современные Сухопутные войска как вид Вооруженных Сил России предназначены для ведения боевых действий преимущественно на суше. По своим боевым возможностям они способны во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил вести наступление в целях разгрома группировки противника и овладения его территорией, наносить огневые удары на большую глубину, отражать вторжение противника, его крупных воздушных десантов, прочно удерживать занимаемые территории, районы и рубежи.
68 лет назад (1938) умер Федор Иванович Шаляпин, выдающийся певец, народный артист
Федор Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани, в семье мелкого канцелярского служащего. В детстве был певчим, с юношеских лет увлекся театром и участвовал в спектаклях как статист. Работал учеником сапожника, токарем, переписчиком. В 1890 году поступил в Уфе в хор труппы Семенова-Самарского, и однажды ему пришлось заменить в опере Монюшко «Галька» заболевшего солиста. После этого дебюта начинающему артисту стали поручать небольшие оперные партии. Профессиональная сценическая деятельность Шаляпина началась в Тифлисе (Тбилиси), где он год занимался у певца Дмитрия Усатова, а также исполнял в опере басовые партии. В 1893 году певец переехал в Москву, а в 1894 году - в Петербург, где пел в «Аркадии» и Панаевском театре, в труппе Зазулина. В 1895 году Федор Шаляпин был принят в Мариинский театр в Санкт-Петербурге и с успехом исполнял партии Мефистофеля и Руслана. Его талант заметил известный меценат Савва Мамонтов и в 1896 году пригласил певца в свою Московскую частную оперу. С этого момента и началась блестящая творческая деятельность Шаляпина. Среди лучших партий - Борис («Борис Годунов» М.Мусоргского), Мефистофель («Фауст» Ш.Гуно и «Мефистофель» А.Бойто), Мельник («Русалка» А.Даргомыжского), Иван Грозный («Псковитянка» Н.Римского-Корсакова), Сусанин («Иван Сусанин» М.Глинки). Федор Шаляпин был и выдающимся камерным певцом - исполнял русские народные песни, романсы, вокальные произведения; выступал и в качестве режиссера - поставил оперы «Хованщина» и «Дон Кихот». Перу Шаляпина принадлежат автобиография «Страницы из моей жизни» и книга «Маска и душа». Талант артиста был высоко оценен в 1901 году в Милане, где он с триумфом выступил в театре La Scala в заглавной роли «Мефистофеля» Бойто. С этого времени он постоянно гастролировал за рубежом, завоевав мировую славу. Выехав в 1922 году за границу на гастроли, Федор Шаляпин в Советскую Россию не вернулся, жил в Париже. Умер Федор Иванович Шаляпин от лейкемии 12 апреля 1938 года в Париже. В 1984 году останки его перевезли из Франции в Россию и перезахоронили на Новодевичьем кладбище.