Дмитрий Данилов, заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы, для РИА Новости.
Планы по размещению Соединенными Штатами элементов ПРО в Польше и Чехии вызывают серьезные споры.
По словам генерал-полковника Бориса Чельцова, начальника главного штаба ВВС, «появление ПРО в Европе представляют Пентагону и их союзникам по НАТО потенциальную возможность поражения российских стратегических ядерных сил на самом уязвимом, начальном - восходящем участке траектории»
Однако есть ряд российских экспертов, которые склонны полагать, что с военно-стратегической точки зрения размещение этих систем не несет непосредственной угрозы России.
Вполне вероятно, что американские планы не ослабляют ядерного щита России. Но это не значит, что они не наносят ущерб ее военно-стратегическим интересам и, тем более, интересам национальной безопасности. Абсолютно не исключено, например, что в дальнейшем США воспользуются прецедентом и вновь созданной военной инфраструктурой для наращивания своего военного присутствия в Европе. По американским источникам, в дальнейшем эта система может быть расширена за счет создания элементов базирования на море, а также размещения аппаратуры слежения в космосе. В таких странах как Украина, Молдова, Грузия довольно громко звучат предложения последовать примеру Чехии и Польши, пригласив американцев использовать и эти площадки.
Даже если существующие на сегодняшний день планы США не являются сколько-нибудь значительной угрозой России в военно-стратегическом плане, они заключают в себе угрозу международным интересам России, и не только в сфере безопасности. Военное значение создания ограниченных элементов ПРО в Чехии и Польше отнюдь не очевидно: ракетно-ядерная угроза со стороны государств «оси зла» является, по меньшей мере, преувеличенной. Все это свидетельствует о том, что планы США не сводятся к задаче военного обеспечения «безопасности США и Европы» от возникающих ракетных угроз со стороны Ближнего Востока. За этими планами необходимо видеть и иные мотивы.
В последнее время США столкнулись с проблемой эрозии их роли в Европе. С одной стороны, это стало следствием относительного уменьшения значимости Европы в списке приоритетов американской внешней политики и политики национальной безопасности, смещением интересов в сторону внеевропейских регионов, в том числе Центральной Азии и всего Большого Ближнего Востока. С другой стороны, американские позиции в Европе ослабли в связи с европейской оппозицией военной кампании США в Ираке. Все это заставляет США искать пути укрепления своей роли в Европе. С этой точки зрения, размещение новых элементов ПРО может стать важным для Соединенных Штатов инструментом решения этой задачи.
Во-первых - за счет дополнительной военно-политической привязки стран Центральной и Восточной Европы, внешняя и оборонная политика которых в значительной мере ориентирована на партнерство с США.
Во-вторых, наличие новых элементов американского военного присутствия в Европе неизбежно потребует их учета в европейской политике безопасности, что даст США возможность усилить свой голос и влияние.
В-третьих, потенциальное усиление политических позиций США в европейской системе безопасности даст им рычаги влияния и за рамками непосредственно политики безопасности - американские возможности воздействия на политику ЕС.
В-четвертых, практические планы США могут в перспективе распространяться и за территорию стран НАТО. Особое беспокойство в этой связи представляет позиция Украины, которая может быть заинтересована в сотрудничестве с США и опоре на них в контексте курса на вхождение в НАТО. В начале марта 2007 г. украинский президент Виктор Ющенко на совместной пресс-конференции с президентом Польши Лехом Качиньским в Плоцке заявил, что Украина приветствует начало консультаций по поводу размещения в Европе элементов системы противоракетной обороны США и что подобные шаги по укреплению оборонного измерения европейской безопасности отвечает задачам ее укрепления.
Планы США призваны также, очевидно, подтвердить их решимость бороться с угрозами со стороны международного терроризма и «оси зла» теми методами и способами, которые американская администрация признает отвечающими национальным интересам. Эта демонстрация «решимости» США адресована и их противникам, особенно Ирану: они не должны питать никаких иллюзий в отношении того, что Соединенные Штаты намерены действовать предельно жестко, используя весь арсенал своих возможностей, в том числе военных.
Нельзя исключать, что США, учитывая однозначно негативные оценки их планов Москвой, рассчитывали на жесткую или даже чрезмерно жесткую российскую реакцию. Отчасти этот расчет первоначально оправдался. В России довольно отчетливо зазвучала тема адекватных военно-политических ответов, не исключая вероятного выхода в одностороннем порядке из Договора по ракетам меньшей и средней дальности 1987 г. О такой возможности авторитетно заявил в середине февраля начальник российского Генштаба Юрий Балуевский, подчеркнув, что участие России в договоре по РМСД будет зависеть от действий США в области ПРО, а Сергей Иванов назвал этот договор «реликтом холодной войны».
Подобная российская реакция может иметь негативные политические последствия для России. Она дает США возможность парировать российские возражения и удерживать европейских союзников от признания позиции России аргументированной и правомерной.
В этом отношении постановка вопроса о выходе России из договора по РМСД представляется контрпродуктивной. С одной стороны, российские военные подчеркивают, что «все элементы ПРО являются слабозащищенными объектами», и имеющийся оборонный потенциал (в частности, ракетные и военно-воздушные силы) является достаточным для нейтрализации опасностей, связанных с созданием элементов ПРО в Чехии и Польше. Но, с другой стороны, говорят о таких дополнительных серьезных шагах, как возможный выход из договора по РМСД. А это заставляет подозревать Россию в стремлении использовать планы США как предлог для обоснования собственной силовой политики и односторонних действий.
Какими бы намерениями ни были продиктованы планы США, они, дестабилизируют военно-политическую обстановку в Европе с далеко идущими негативными последствиями. Россия не может рассматривать планы США в качестве ограниченной превентивной меры, а оценивает их в общем контексте - как стратегическом и военно-политическом, так и отношений с западными партнерами.
Россия заинтересована и в подключении к обсуждению планов Соединенных Штатов НАТО. США, небезосновательно опасаясь блокирования своих планов со стороны союзников по НАТО, как и в случае с ЕС, отвергают такую возможность, ограничиваясь «информированием» союзников Если США не удастся заручиться политической поддержкой своих европейских партнеров (а не только Чехии и Польши), особенно таких как Германия и Франция, Соединенные Штаты будут поставлены перед трудным выбором: идти по намеченному пути, вопреки мнению союзников - либо отказаться от намеченных планов. Между тем, канцлер Германии Ангела Меркель уже заявила, что необходимо начать открытые переговоры с Россией о намерении США разместить в Восточной Европе элементы американской системы ПРО.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции