Сергей Колчин, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН для РИА Новости.
Шестой форум стран-экспортеров газа, завершившийся недавно в Дохе (Катар), в отличие от всех предыдущих пользовался во всем мире повышенным вниманием. Причина - предшествовавшие форуму неоднократные сигналы о возможности создания "газовой ОПЕК", по аналогии с нефтяной. Вопреки ожиданиям подобная организация на катарской встрече не была создана. Но главным итогом все-таки следует считать то, что страны-экспортеры газа постепенно приходят к осознанию необходимости реально согласованных действий, а не простых деклараций о сотрудничестве.
Возмутителем спокойствия первоначально стал Иран, впервые прямо заявивший в конце прошлого года о перспективе создания "газовой ОПЕК". Иранская инициатива, как любая другая, связанная с этим нестандартным игроком на международной арене, естественно, вызвала весьма нервную реакцию в США и Евросоюзе, где в создании подобного картеля усматривают попытку давления на страны-потребители газа и ценового шантажа.
Реакция на иранское предложение со стороны других ведущих стран-экспортеров газа - России, Катара, Алжира, государств Центральной Азии - сначала была весьма сдержанной. И это вполне объяснимо. Так, Россия до прокладки Северо-Европейского газопровода и создания собственных мощностей по производству сжиженного газа сильно зависима от транзитных государств и, вместе с тем, она сама является таковым для среднеазиатского газа. В этих условиях трудно говорить о согласованной ценовой политике по примеру ОПЕК.
Однако, как показало дальнейшее развитие событий, страны-экспортеры газа, несмотря на политические и иные различия в приоритетах своего развития, все же не намерены отвергать возможность создания международного газового альянса. Хотя бы, исходя из прагматичных экономических интересов. Поэтому, состоявшийся форум в Дохе должен был решить весьма сложную и во многом противоречивую задачу. С одной стороны, необходимо успокоить потребителей газа. В этих целях в Дохе неоднократно подчеркивалось, что ни о каком газовом аналоге ОПЕК речь пока не идет, и решимости ее создать нет ни у кого из участников Форума. С другой стороны, все же есть потребность выработать механизмы согласования интересов, пусть пока не в рамках единой организации, а путем двусторонних и многосторонних консультаций. Насколько успешно это удалось сделать в ходе форума в Дохе - покажет время, но некоторые контуры согласованной политики стран-экспортеров газа уже просматриваются. И они зафиксированы в оформленных в Дохе документах.
Пока же, можно констатировать, что позиции основных стран-экспортеров газа по поводу создания газового картеля заметно сблизились.
Начнем с того, что глава российской делегации, Виктор Христенко заявил, что именно Россия может взять на себя регулирование и даже финансирование подготовительного этапа создания газового картеля. Не случайно следующая встреча газодобывающих стран намечена именно в Москве.
Смягчилась и позиция Катара в плане создания альянса (добавим к этому и ранее проведенные переговоры «Газпрома» в Алжире). На форуме в Дохе было принято решение о создании двустороннего российско-катарского комитета, на базе "Газпрома" и "Катарской нефтяной компании" по согласованию действий на внешних рынках.
Идея создания "газовой ОПЕК" приобретает все больше сторонников, в частности - в Латинской Америке (Венесуэла, Боливия).
Ясно, что страны-экспортеры газа все больше осознают необходимость согласованных действий, в первую очередь - в сфере ценовой политики.
В итоге, на форуме было решено сформировать группу для обсуждения вопросов формирования цен на газ. Международные эксперты считают, что эта группа, скорее всего, постарается определить новый порядок ценообразования, пересмотрев зависимость цен на газ от стоимости нефти, но не станет жестко регулировать газовые цены по аналогии с ОПЕК.
Соответственно, решение о создании группы по ценообразованию на газ не воспринимается пока как предварительный шаг к созданию "газовой ОПЕК", но скоординированная политика экспортеров может помочь отвязать цены на газ от цен на нефть и нефтепродукты, что немаловажно для их экономических перспектив.
Кроме того, консолидация стран-экспортеров газа позволит им на равных сотрудничать с картелем потребителей в лице Международного Энергетического Агентства, что в заметной мере актуализирует проблему создания «газовой ОПЕК".
Значимым итогом катарского форума стало и решение о создании (во главе с Россией) координационного комитета на уровне министров энергетики, «который займется развитием Форума".
Подводя итоги прошедшего газового форума в Дохе, отметим ряд ключевых, на наш взгляд, моментов.
Страны-экспортеры газа постепенно приходят к осознанию необходимости согласованных действий, ранее сводившихся к аморфным декларациям о сотрудничестве. Кроме того, вполне реальным представляется сценарий падения цен на энергоносители в ближайшие 10-15 лет и соответствующих потерь со стороны газоэкспортеров.
Политические пристрастия и приоритеты уступают место трезвому экономическому расчету. Отсюда, например, усиление контактов между Россией и Катаром, Россией и Ираном в газовой сфере.
Россия начинает играть свойственную ей изначально доминирующую роль в мировом газовом альянсе (более четверти мировых запасов газа), особенно в условиях возрастающего давления на нее со стороны Запада. Но реально сделать это будет весьма непросто из-за существующей привязки страны к поставкам магистрального газа по ранее проложенным маршрутам и ввиду проблем взаимоотношений на постсоветском пространстве.
В этих условиях формирование "газовой ОПЕК" выглядит скорее как отдаленная перспектива, связанная с изменениями мировой энергетической политики. Вместе с тем, позиции стран-экспортеров газа сближаются и уже сейчас в них возникают точки соприкосновения, прежде всего, по вопросам согласованной ценовой политики.
Так, что создание "газовой ОПЕК" по итогам встречи в Дохе можно считать преждевременным, но подготовительный этап к этому является реальностью.
По оценкам международных экспертов роль газа в энергетическом балансе будет неуклонно возрастать и это неизбежно приведет к усилению роли газоэкспортеров в мировом хозяйственном процессе. Россия здесь играет особую роль и она прямо заинтересована в тесных контактах с другими ведущими экспортерами газа. Начало этому процессу теперь положено.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции