Рейтинг@Mail.ru
Зачем топить свой дом ассигнациями? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Зачем топить свой дом ассигнациями?

Читать ria.ru в
Сегодня свой возросший экономический потенциал, свои экономические преимущества пытается использовать Россия. И это закономерно. Но в долгосрочной перспективе, на мой взгляд, такая политика и возникшая на ее основе концепция энергетической империи глубоко ошибочны и, главное, не реализуемы. Риторика, которая здесь используется, вредит реальному усилению государства и взаимопониманию в экономической области. Дело даже не в том, что, используя категорию империи, мы однозначно предполагаем неравноправные отношения с партнерами. Важнее понять, что сама эта империя невозможна, поскольку Россия стоит перед серьезными проблемами в собственном энергетическом комплексе.

Александр Погорельский, директор Института Восточной Европы, член Экспертного совета РИА Новости.

Подчас комментарии по энергетическим проблемам сводятся к мнению, мол,  газ и нефть спокойно текут по трубам, и лишь политики мутят воду. Между тем политическую составляющую этого процесса нельзя игнорировалась. Если, конечно, это не политиканство и не предвыборный PR. Потому что политика всегда напоминает о себе. На деле действительно трудно заставить государство или группу государств не использовать свои преимущества в этой сфере.

Напомню, как накануне 11 сентября на Западе раздавались предложения организовать некий АнтиОПЕК, чтобы усилить давление на страны-производители как относительно цены на энергоносители, так и в плане улучшения демократического климата в этих государствах. Ясно, что государства, имея некие финансовые, военные или политические преимущества, всегда их используют в своих целях. Важно, насколько долгосрочны факторы силы государства.

Сейчас картина переменилась. Сегодня свой возросший экономический потенциал, свои экономические преимущества пытается использовать Россия. И это закономерно. Но в долгосрочной перспективе, на мой взгляд, такая  политика и возникшая на ее основе концепция энергетической империи глубоко ошибочны и, главное, не реализуемы. Риторика, которая здесь используется, вредит реальному усилению государства и взаимопониманию в экономической области. Дело даже не в том, что, используя категорию империи, мы однозначно предполагаем неравноправные отношения с партнерами. Важнее понять, что сама эта империя невозможна, поскольку Россия стоит перед серьезными проблемами в собственном энергетическом комплексе.

Мы по-прежнему проедаем запасы, созданные еще в Советским Союзе. Между тем доля крупных месторождений в добыче нефти и газа, все время снижается, падает дебет скважин, повышается удельный вес добычи на небольших месторождениях. За нефтью и газом приходится продвигаться все дальше в неосвоенные районы. В ближайшем будущем закончится так называемый  легкий газ, и придется кратно, в десятки раз повышать капиталовложения в добычу и очистку этого газа.

Я хочу обратить на это внимание, поскольку взаимозависимость России, Европы и всего мирового сообщества в этой сфере очень сильно возрастает. А инвестиционный потенциал России даже близко не соответствует масштабу тех задач, которые стоят перед страной в энергетической области. Нам придется привлекать инвестиции из других стран. Причем, не просто некие суммы денег, в первую очередь - современные знания и технологии. Мы практически не обладаем технологией сжижения газа и средствами его транспортировки. Это связывает нам руки, лишает маневра в системе магистральных трубопроводов  Европы.

Поэтому проблема российской нефти и газа становится европейской проблемой. Если посмотреть на баланс российского газа, вычесть прирост на замещение выбывающих мощностей, внутреннее потребление, поставки по новым трубопроводам в Китай и Японию, поставки сжиженного газа с шельфа, в первую очередь,  американскими компаниями, который вряд ли пойдет в Европу, то мы обнаружим, что, собственно говоря, в близком будущем в Европу качать будет нечего. Строящиеся трансбалтийский трубопровод может оказаться незаполненным, или придется снижать объем поставок через Украину.

У России очень энергоемкая экономика, и ясно, что при такой экономике мы не сможем увеличивать экспорт энергоносителей на Запад. При этом роль Европы, где есть современные технологии энергосбережения, может быть очень значительной. Обмен энергосберегающих технологии на газ и нефть способен дать колоссальные эффект. Он несопоставимо выше  вложений в новые районы добычи и освоения новых месторождений.

В России продолжается газификация села. C моей точки зрения, нет более безумной задачи. Та же Украина, в силу новых цен на газ, отказалась от этого проекта. И ведь у нас есть альтернатива! Древесина, которая прежде использовалась для отопления сельских районов, сейчас остается невостребованной и гниет на корню. Мы превращаем свою страну в болото и одновременно пытаемся топить ассигнациями. Хотя технологии использования древесины в современных котлах разработаны и широко используются. Ее внедрения не требуют дополнительных капиталовложений. К сожалению, мы идем под популистским лозунгом газификации села с тем, чтобы создать ощущение ложного благополучия. Но беда в том, что трубы, проведенные в село, могут остаться незаполненными, и топить придется теми же дровами, но по старым технологиям.

И еще раз о внешнем мире. Перейдя на рыночные цены на энергоносители, мы обнаружили, что содержали целую группу постсоветских стран, поскольку не все они экономически состоятельны. Ясно, что, если не Россия, их кто-нибудь все равно будет содержать - это вопрос политики. Но необходимо четко расставить точки над i, посчитать деньги и сказать, оказываем ли мы безвозмездную помощь некоторым своим партнерам по СНГ или находимся в равноправных рыночных условиях. Я считаю, что Россия оказала колоссальную услугу Европе, упорядочив отношения с транзитными государствами, потому что нерыночные подходы искажают экономическую информацию и создают необоснованные иллюзии. Вводя повышенные цены поэтапно, мы  дали этим странам шанс приспособиться к ним. Сегодняшняя российская власть выполнила очень важную и неблагодарную работу: она всех поставила в похожие условия. И ее преемники уже будут отталкиваться от совершенно иной базы. В этом смысле любое послабление со стороны России будет восприниматься как дар, чем, собственно говоря, он и является.

Впрочем, последний прецедент с Белоруссией дал возможность наблюдать, как монополия страны-производителя энергоносителей столкнулась с монополией транзитного государства. Это очень опасная ситуация, особенно если она превратится в тенденцию. Хотя сейчас с этой страной достигнут определенный компромисс, он временный и неустойчивый. Его еще предстоит окончательно закрепить. Одновременно Белоруссия показала, что она является сегодня единственным суверенным государством в Европе. Она позволила себе вводить такие платежи и налоги, которые до нее никто не вводил.

Нам трудно предсказать динамику политических режимов в Восточной Европе, да и изменения в самой Европы. Но, уверен, мы обречены на сближение. Без втягивания России в структуру Евросоюза у Европы в энергетической сфере очень сложное и безрадостное будущее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала