БАГДАД, 8 апр - РИА Новости, Павел Давыдов. Тысячи иракцев, которые четыре года назад приветствовали в центре Багдада американских солдат как своих освободителей, сегодня видят в них причину трагедии своей страны. 9 апреля 2003 года, когда завершилась война в Ираке и пал режим Саддама Хусейна, они верили, что в их жизни наступил долгожданный перелом и теперь она изменится к лучшему.
"Даже сегодня, спустя четыре года, мне трудно описать ту огромную радость, которая переполняла меня тогда", - сказал РИА Новости выпускник сельскохозяйственного факультета Багдадского университета Мухаммед Сархан, который вместе с многотысячной толпой, собравшейся на площади аль-Фардус, ликовал при виде американских солдат.
Глядя на то, как американский танк стягивает с пьедестала стоявшую посреди площади бронзовую статую ненавистного ему Хусейна, Сархан надеялся, что освободившие Ирак от диктатуры американцы помогут его стране вновь стать богатой и сильной, такой, где не надо будет опасаться за свою жизнь и за свое будущее.
"Я мечтал поступить в аспирантуру, получить докторскую степень, а вместе с ней и хорошую работу. Если бы я знал, чем все обернется, то не радовался бы так падению режима Хусейна", - говорит он.
Мухаммед Сархан не поступил в аспирантуру. Как специалист-аграрий в сегодняшнем Ираке он не востребован и вынужден работать продавцом в магазине дешевой одежды. Прошлые времена вспоминает с грустью.
"При Саддаме в стране, по крайней мере, было спокойно. Смерть не поджидала тебя за каждым углом. Сейчас не спасают даже стены собственного дома", - говорит он.
По официальным данным, со времени окончания войны в Ираке погибло как минимум 60 тысяч мирных жителей. Некоторые независимые исследования утверждают, что число погибших может превышать 665 тысяч.
До войны, продолжает Сархан, Ирак обладал сильной армией, был защищен от внешних и внутренних угроз. Никто не отваживался незаконно пересечь его границы или открыто разгуливать с оружием по улицам столицы и других городов.
"Сегодня Ирак стал открытой ареной деятельности террористов всех мастей. Несмотря на присутствие в стране 140 тысяч американских оккупационных войск и значительно больших сил безопасности Ирака, они съезжаются сюда со всего мира", - отметил собеседник агентства.
Но терроризм - не единственная "болячка", появившаяся за последние четыре года на теле освобожденного американцами Ирака. Не меньшей проблемой, считает Сархан, является коррупция, которая, по его словам, приобрела за последнее время чудовищные размеры.
"Член правительства Ирака крадет миллионы долларов, бежит - не без помощи американцев - за границу и спокойно себе там живет. В голове не укладывается! И хотя иначе как оскорблением нации, ее чувств и гордости это не назовешь, коррупция растет день ото дня", - возмущается Сархан.
Согласно данным иракской комиссии по борьбе с коррупцией, только за последние три года страна потеряла из-за казнокрадства $8 миллиардов. Наиболее нашумевшим за последнее время случаем стало исчезновение $2 миллиардов из фонда развития системы электроснабжения.
За эти деньги, говорит Сархан, можно было построить не одну электростанцию и решить проблему электроснабжения.
Электричество сегодня в дома Багдада и других населенных пунктов поступает значительно реже, чем до войны. Еще хуже обстоят дела с нефтепродуктами. Их теперь в страну, занимающую второе место в мире по разведанным запасам нефти, ввозят из-за рубежа. Цены на бензин и солярку возрасли в десятки раз.
"Если бы нам сказали об этом 9 апреля 2003 года, мы бы в тот день не радовались, а сожалели о падении режима Саддама Хусейна", - горько замечает Сархан.
"Сейчас нам твердят, что прежний режим лишил иракцев гордости, попирал их достоинство, что мы не были хозяевами собственной страны. Но разве сегодня я в ней хозяин? Мне порой кажется, что настоящие хозяева здесь американцы, а мы только гости. Американские солдаты не подчиняются нашим законам, не задумываясь, могут убить любого. Да что там могут - разве они уже не убили тысячи невинных людей?", - говорит он.
До войны, продолжает Сархан, Ирак не знал межконфессиональной розни. Сейчас жертвами межрелигиозной вражды становятся десятки, а то и сотни человек ежедневно.
"Раньше мы не спрашивали друг у друга, шиит ты или суннит. У меня - шиита - было множество друзей суннитов. Сегодня я не могу с ними встречаться - проехать из одного района Багдада в другой, не говоря уже о соседней провинции, - трудней и опасней, чем выехать за границу", - замечает он.
Четыре года назад, рассказывает Сархан, он думал, что вслед за падением режима Хусейна в страну вернутся представители иракской интеллигенции, что их знания и таланты послужат на благо возрождения Ирака. Вместо этого миллионы иракцев бегут сегодня из страны или переселяются из одного района в другой.
За последние четыре года, спасаясь от насилия и межконфессиональной розни, Ирак покинули полтора миллиона его граждан. Еще около 2 миллионов человек стали беженцами в своей собственной стране.
За эти годы Сархан, по его словам, понял, что 9 апреля 2003 года стал для Ирака не днем освобождения и окончания войны, а началом его разрушения, началом погружения в новые, еще более страшные войны.
"Сегодня моя страна живет в условиях не одной, а сразу нескольких войн - войны оккупантов и войны с оккупацией, войны террористов и войны вооруженных милиций, войны партий и, наконец, войны за выживание, которую, чтобы прокормить себя и свою семью, ведет большая часть моих соотечественников", - говорит в заключении человек, с восторгом приветствовавший четыре года назад приход в Багдад американских войск.