Андрей Медведев, независимый журналист.
Поездка главы МИД России Сергея Лаврова в Туркмению, как бы помягче сказать, была крайне дипломатична. Две главные встречи - с президентом Гурбангулы Бердымухаммедовым и вице-премьером, руководителем туркменского МИД Рашидом Мередовым - и последовавшие лаконичные комментарии для прессы главы российского внешнеполитического ведомства продемонстрировали, что основной итог переговоров остался за ширмой официоза.
Несмотря на это, предельно ясно, что Россия, как и Туркмения, стремится наверстать потерянные годы в развитии многопланового сотрудничества. Во время правления Туркменбаши наши контакты ограничивались в основном газовыми контрактами. Прочие области экономического взаимодействия, как впрочем, и культурно-гуманитарное сотрудничество были незаслуженно сняты с повестки дня. За сравнительно небольшой период, прошедший после смерти Сапармурата Ниязова в конце декабря прошлого года, уже состоялись поездка в Ашхабад главы правительства Михаила Фрадкова, а теперь и визит Сергея Лаврова.
Придать больший вес рабочему визиту главы МИД РФ в Туркмению должно было назначение накануне вице-премьера Сергея Нарышкина сопредседателем туркмено-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Бывший до Нарышкина на этой должности руководитель Росэнерго Сергей Оганесян так ни разу не приступал к работе. Не особо пришлось потрудиться и нынешнему главному переговорщику по Каспию Игорю Юсуфову, который также представлял Россию в этой комиссии. Особо надо отметить, что впервые за время существования подобной структуры межправительственного сотрудничества с Туркменией российскую сторону представляет чиновник столь высокого ранга. Активное стремление России к развитию сотрудничества было соответствующим образом оценено руководством Туркменистана - с туркменской стороны сопредседателем межправительственной комиссии всегда значился зампред Кабинета министров. Кстати, когда-то этот пост принадлежал вице-премьеру по ТЭК Еллы Гурбанмурадову, который за различные хозяйственные преступления и антигосударственные действия был осужден Туркменбаши на солидный срок тюремного заключения.
Нынешнее руководство Туркменистана решило продемонстрировать, что не газом единым живет взаимодействие с Россией в сфере экономики. Поэтому с туркменской стороны в комиссию вошел, что и было объявлено в четверг в Ашхабаде, Рашид Мередов, наиболее перспективный туркменский политик, бывший в свое время главой республиканского парламента, последние несколько лет бессменно возглавляющий внешнеполитическое ведомство.
Созданная когда-то двусторонняя комиссия собиралась единственный раз в 2002 году и обсуждала вопросы импорта в Россию туркменского природного газа. В течение двух последующих лет неоднократно объявлялись новые даты и место проведения заседания межправкомиссии, затем о ее существовании успешно забыли. И вот теперь после пятилетнего перерыва ожидается, что встреча состоится уже в ближайшее время, и обновленная комиссия будет способна, по мнению Лаврова, «решать все существующие вопросы в сфере экономики, торговли и инвестиций». Эту тему, по просочившейся из кулуаров информации, он наиболее активно обсуждал в ходе встречи со своим туркменским коллегой.
Примечательно, что параллельно визиту Лаврова в Ашхабад в Свердловскую область приехала делегация Туркмении, возглавляемая министрами экономического блока. Главы министерств экономики и финансов Ходжамырад Гельдымурадов и торговли и потребительской кооперации Гурбангельды Мелекеев обсуждали вопросы развития регионального сотрудничества и уже получили приглашение официальному Туркменистану принять участие в XII Российском экономическом форуме в Екатеринбурге, а также открыть в этом регионе консульство и торгпредство республики. Кроме того, планируется подписание соглашения об экономическом сотрудничестве между Туркменистаном и Свердловской областью. По сути, работа межправкомиссии уже началась, пусть пока на региональном уровне, в Екатеринбурге, Питере или Астрахани...
И тогда, считают и в Москве и Ашхабаде, перерывов не будет. Во всяком случае, глава МИД РФ озвучил взаимный «интерес поставить на постоянную основу работу этой комиссии».
Такого же мнения придерживается президент Гурбангулы Бердымухаммедов, который еще в феврале, в своем первом интервью российским СМИ после вступления в должность заявил, что в последнее время появилась "определенная тенденция" к укреплению бизнес-контактов между двумя государствами. "Интерес российских региональных экономических структур уже достаточно наглядно проявился в ходе визитов в Туркменистан представительных делегаций из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Достигнута договоренность о проведении в Ашхабаде в ближайшее время двустороннего экономического форума, где российские компании готовятся представить туркменскому бизнесу свои предложения и разработки", - отметил он.
Экономическими контактами взаимоотношения двух государств на нынешнем этапе не ограничатся, и это было достаточно ясно продемонстрировано в ходе поездки Сергея Лаврова в Ашхабад. Есть предпосылки для развития культурного и гуманитарного сотрудничества, тем более, что новый президент взял четкий курс на реформу в области образования. А это значит, что в российских вузах снова начнут обучатся студенты из Туркменистана в соответствии с межгосударственным соглашениям. Появится новое поколение туркмен, способных назвать своей «альма-матер» МГУ или МГИМО и Бауманку. Изоляционный период подошел к концу, на это надеются выпускники туркменских школ и их родители.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции