Юрий Трофимов.
В начале апреля на пост премьер-министра Армении, ставший вакантным после внезапной кончины Андраника Маркаряна, президент Роберт Кочарян рекомендовал Сержа Саркисяна, до недавнего времени министра обороны.
Армянский премьер, полновластный руководитель всей исполнительной ветви власти, фигура в республике весьма влиятельная. Сохранит ли Саркисян за собой эту должность после парламентских выборов в мае?
«Да, конечно, - считает руководитель управления международных связей Института общественного проектирования Валерий Егозорьян, - но в лучшем случае до марта следующего года, до президентских выборов. Потом он будет баллотироваться в президенты, и его наверняка изберут. Я в этом уверен на девяносто процентов. Тут следует учитывать восточный менталитет армян. Президент в их понимании - это хозяин, почти царь, а премьер - исполнитель. Большинству армянских избирателей Саркисян представляется крепким хозяином. И в президенты его прочили уже давно, поскольку в 2008 году заканчиваются президентские функции Кочаряна».
Саркисян - кандидат от Республиканской партии (РП), располагающей большинством мест в нынешнем парламенте. Традиционно партию возглавляет премьер, в ее членах состоят практически все министры, губернаторы, представители властных структур в центре и на местах. РП обладает мощным административным, информационным и финансовым ресурсом. В результате майских выборов она наверняка сохранит ведущие позиции в парламенте. Это что-то вроде «Единой России».
Другая политическая сила - партия «Процветающая Армения» (ПА). Возглавляет ее местный олигарх Гагик Царукян. По мнению Егозорьяна, особых политических амбиций этот человек не имеет, для него важнее - быть в добрых отношениях с существующей властью, чтобы гарантировать защиту собственного бизнеса. Под свои знамена «Процветающая Армения» собирает представителей среднего класса, а также творческую интеллигенцию, недовольную, как водится, действиями властей. Но это недовольство вряд ли выльется в шумные уличные протесты, хотя никто из сторонников ПА никогда бы не вступил в Республиканскую партию и не стал бы радоваться продвижению Сержа Саркисяна.
«Каждый армянин сам себе президент, - говорит Валерий Егозорьян, - и не так давно на два миллиона жителей республики приходилось 130 партий. Но сути дела это не меняло, потому что армяне - это монолит: этнический, конфессиональный, культурный. Ничего похожего на украинское или грузинское столкновение кланов там никогда не случится. Армяне слишком дорожат своим единством, чтобы допустить раскол в обществе. Положим, сейчас в Армении создан предвыборный блок под многозначительным названием «Импичмент». Но верить слову не надо, никакого импичмента в Ереване не произойдет».
Традиционное армянское миролюбие неизбежно отражается и на внутренней, и на внешней политике их республики. РА стремится поддерживать добрые отношения по всем географическим азимутам. В Армении, скажем, создается информационный центр НАТО - при активной поддержке бывшего министра обороны Саркисяна. Но одновременно республика входит в ОДКБ, организацию Договора о коллективной безопасности стран СНГ, и на ее территории находится последняя в Закавказье российская военная база.
К русским, к России у армян всегда было и остается самое доброе отношение. И если они собирались строить трубопровод Армения - Иран в обход России, то здесь не было, как говорится, ничего личного: чистая экономика при острой нехватке природных ресурсов. Правда, этот проект им сорвали американцы - из-за их враждебных отношений с Тегераном.
Армения стратегически важна и для России, и для США, и для НАТО. Но, при всей разнице интересов, «раскачивать армянскую лодку сегодня не хочет ни одна сторона, - замечает Егозорьян. - Все убеждены, что именно для них ситуация там складывается благополучно, все вменяемые политики стоят по нужным местам. Возможно, они ошибаются. Но пусть армянский народ и дальше живет в обстановке стабильности, опираясь на свое миролюбие и дипломатические таланты».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции