Итак, С.М.Миронов, не успели его в третий раз избрать спикером СФ, сразу же оправдал высокое доверие, показал, что он, действительно, человек государственного масштаба.
Не задерживаясь на всяких мелочах внес (в пятый, кажется раз) принципиальное предложение: отменить конституционное ограничение, избирать президента на третий срок. Да и продолжительность каждого срока увеличить - до 5-7 лет.
Очередной ответ Кремля не заставил себя ждать: нет! Изменений - не будет.
Что ж - из всех видов фронды у нас, как известно, разрешена только одна: быть большим монархистом чем король, «маслом кашу не испортишь».
Предложение Миронова дало лишний повод многим чиновникам поиграть в любимое: «любите ли вы Президента так, как его люблю я ?! Нет, ТАК ЛЮБИТЬ не вы способны ...». Суть этих чувств великолепно выразил один губернатор (ввиду типичности позиции не стану называть имя, отдавая ему преимущество перед коллегами - преимущества нет). А сказал этот губернатор так: «Я, конечно, хотел бы, чтобы действующий президент остался на следующий срок... Но президент слишком порядочен, ответственен и последователен перед конституцией, и я думаю, что он не нарушит свое мнение». Проникновенно сказано, добавить - нечего. (Немного странно, что следование конституции, на которой вообще-то дается даже присяга, считается «слишком порядочным» - но отнесем это на счет слишком горячих эмоций г-на губернатора).
Итак, фонтан любви к начальству ударил - и опал. Ничего не произошло.
Но, на самом деле, весь этот «эпизод 5» (или 6?) кое о чем говорит.
Во-первых, кроме очевидного желания любить (и быть любимыми) у господ чиновников остается и надежда - «а вдруг?!». Эту надежду раз за разом опрокидывает президент - а они все равно... Почему? Только потому, что «очень хочется»?
Второе. Нет, не только. Все дело в том, что есть надежда «общей массой» переубедить одного человека - Путина. А ведь кроме личной воли, личного желания Путина В.В. НИЧТО не мешает ему занять пост президента на третий срок. Наше общество настолько патриархально, наивно (или наивно-цинично?), что до сих пор свято уверено, что «раз человек хороший - то и закон ни к чему». Да, воля, желания президента - реальны. Текст конституции («бумажки», как сказал один наш видный публицист) - не имеет значения. Таково реальное правосознание в нашей стране. Факт известный - но лишний раз убедиться на столь серьезном примере всегда важно.
Третье. Мы не знаем всех мотивов президента. Очевидно, что это - не игра. Он НЕ ХОЧЕТ и НЕ ПОЙДЕТ ни на какой «третий срок». Если бы его сопротивление было «кокетством», то оно, по мере приближения «часа Х» становилось все слабее, чтобы дать себя уговорить. Но на самом деле, отказы Путина становятся все решительнее и определеннее - т.е. он ясно дает понять, что уговорить себя не даст. В какой мере это связано с буквой конституции, в какой - быть может - с еще какими-то соображениями, нам неизвестно. Но в любом случае, сопротивление Путина абсолютно правильно (с чувством глубокого удовлетворения включаюсь в хор разных чиновников и публицистов, подчеркивающих, что президент - прав.
Четвертое и главное.
Да, очень легко сегодня Путину, войти в привычную российскую колею: «Ах, смилуйся, отец наш! властвуй нами! / Будь наш отец, наш царь!».
Эта сцена из Бориса Годунова всем известна. Но известно и продолжение этой трагедии ...
Да, необыкновенно легко 10000 публицистов объяснят, что «в такой момент» нельзя менять президента, объяснят и то, какой же это у нас сейчас необыкновенный момент. Эти аргументы легко воспримут ТВ-зрители, радостно проголосуют.
Все хорошо? Нет.
Не публицистам, не избирателям, не чиновникам в случае чего придется платить за перебитые горшки. А - президенту.
Ситуация же рискует сложиться так: пока хорошо - хорошо. Но если станет плохо - то очень плохо.
Почему? Да потому, что тот же самый народ, в случае какого-либо недовольства, обострения и т.д. будет сомневаться в ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ. Да-да, той самой власти, которую он звал, молил, благодарил.
У людей - опять же, при плохом развитии событий, которое всегда возможно - возникнет опасный синдром. Власть какая-то «не такая». Легитимность, соблюдение процедуры - не глупая формальность. Это решающе важное ощущение, которое держит власть.
Нарушить это тонкое, хрупкое чувство легитимности власти - легко. И все будет сначала почти незаметно. Но потом наивный, покорный и жестокий народ скажет: «нет, я не голосовал... Как же так? Изменили Конституцию - и вот как дело повернулось. Какой-то этот «третий срок» - не такой». А то и ничего не скажет. «Народ безмолвствует».
Вот об этом, может быть и думает президент Путин?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции