Иудейский праздник Песах
Песах празднуется с 15 числа месяца нисана по еврейскому календарю в течение недели, по григорианскому календарю дата праздника ежегодно объявляется особо. Песах посвящается самому главному событию библейской истории, которое считается началом истории еврейского народа - Исходу из Египта и освобождению народа от 400-летнего рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства. Песах - восьмидневный праздник, дата каждый год разная - в марте или апреле, он начинается накануне 15 дня нисана по еврейскому лунному календарю. Порядок празднования Песаха детально определен в Священном Писании (Торе). На протяжении всех дней Песаха Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное (хамец). Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают продуктов из пшеницы, ржи и овса, бобовых, перловку, кукурузу, горошек, просо и горчицу, так как эти продукты могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены. Единственный хлеб, разрешенный в Песах - маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались в Египте и во время исхода из Египта. От всех квасных продуктов избавляются до наступления Песаха, также заранее убираются в доме, особенно на кухне. В центре празднования - пасхальный седер. В эту ночь вся семья с гостями собираются вокруг стола, чтобы читать пасхальное повествование (Агада), повествующее об Исходе из Египта и последовавших за этим событиях. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элияха. На тарелки кладут запеченную косточку ягненка, представляющую пасхальное жертвоприношение; печеное яйцо, символизирующее скорбь по разрушенному храму в Иерусалиме; горькие травы, которые означают оставшуюся горечь после страданий, испытанных в рабстве; смесь порезанных яблок, орехов, корицы и вина, которая представляет глину, использованную евреями для строительства египетских монументов; петрушку, сельдерей или зеленый салат, символизирующий скудное питание в Египте.
70 лет назад (1937) родился Марк Григорьевич Розовский, драматург, прозаик, народный артист России
Марк Розовский родился в городе Петропавловске-Камчатском. В 1955 году, после окончания школы, поступил на факультет журналистики МГУ, который окончил в 1960 году. С 1958 года - художественный руководитель популярного студенческого театра Московского университета «Наш дом». В 1964 году окончил Высшие сценарные курсы. В 1960-е годы работал на радио, в журнале «Юность», в «Литературной газете». В 1970 году создал театр при Государственном литературном музее. В 1974 году работал главным режиссером Московского государственного мюзик-холла. В 1983 году организовал театр «У Никитских ворот», художественным руководителем которого является по сей день. Автор сценариев фильмов «Семь нот в тишине», трехсерийного телевизионного «Д`Артаньян и три мушкетера», «Страсти по Владимиру», «Наш Художественный» (к 100-летию МХАТ). Осуществлял постановки в МХАТ, Большом Драматическом театре в Ленинграде, Рижском театре русской драмы, Театре оперы и балета имени Кирова, Академическом театре имени А.С.Пушкина, Театре имени Ленсовета в Ленинграде, Государственном театре кукол имени С.В. Образцова, театре Польском в Вроцлаве, в кино, на телевидении и на эстраде. В 1975 году поставил первую в СССР рок-оперу «Орфей и Эвридика». Автор пьес «Красный уголок», «Концерт Высоцкого в НИИ», «Раздевалка», «Триумфальная площадь», «Черный квадрат», а также многочисленных инсценировок. М.Розовский - единственный российский драматург и композитор, чей мюзикл «Страйдер», или «История лошади», исполнялся на Бродвее - на сцене театра Хелен Хейс (1979). Эта пьеса обошла многие сцены мира, была поставлена в Национальном театре в Лондоне, Статстеатре в Стокгольме, Королевском театре в Копенгагене, в Японии, Германии, Италии, Швеции, Финляндии, Испании, Бельгии, Голландии, Австрии - всего в 30 странах. Пьеса Розовского «Кафка. Отец и сын» по произведениям Франца Кафки шла в театрах «Ла Мама» (Нью-Йорк), «Красный уголок» - в Бонне и Дюссельдорфе. Автор пяти книг о театре - «Режиссер зрелища», «Самоотдача», «Превращение», «Театр из ничего», «Чтение «Дяди Вани», а также более двухсот публикаций в периодической печати (рассказы, рецензии, статьи). Марк Розовский ведет курс в Институте русского театра, в Российском Государственном Гуманитарном Университете. Преподает на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Заслуженный деятель искусств России.
59 лет назад (1948) родился Валентин Иванович Дикуль, артист цирка, создатель методики реабилитации больных со спинномозговыми травмами
Валентин Дикуль родился в Каунасе. Отец погиб от пули бандита. Вслед за ним умерла и мать. Мальчик попал в детский дом, где увлекся акробатикой, борьбой, тяжелой атлетикой, культуризмом. Начав выступления в цирке как воздушный акробат, в 1962 году рухнул с 13-метровой высоты (лопнула стальная перекладина). У него было более 10 переломов, включая перелом спинного мозга, который полностью парализовал ноги. Диагноз докторов был такой: «Компрессионный перелом позвоночника в поясничном отделе и черепно-мозговая травма. Валентин Дикуль проведет оставшуюся часть жизни в инвалидной коляске». Через восемь месяцев Дикуля, инвалида 1-й группы, выписали из больницы. А он прямо на коляске отправился во Дворец культуры профсоюзов и попросил у директора разрешение вести цирковую студию. И получил добро. А раз цирк рядом, значит, жизнь продолжается. Если до трагедии была цель - попасть в цирк, то теперь - заново, во что бы то ни стало, научиться ходить и вернуться на арену. Начались долгие упорные тренировки с помощью разработанных им самим методик и приспособлений. Через шесть лет после травмы Дикуль родился заново. Он вернулся в большой цирк, но уже не воздушным акробатом, а силовым жонглером. Его первым номером после травмы был «акробатический мотоциклист». Когда врачи узнали, что он не только пошел, но и даже вернулся в цирк, они не поверили. Но люди, прикованные к инвалидному креслу, - поверили и стали приходить к нему на консультацию. Каждый день Валентин Дикуль три-четыре часа работал со своими пациентами, работал в промежутках между представлениями, поздно ночью после работы, иногда в гостиницах во время гастролей. 25 ноября 1988 года Валентин Иванович Дикуль был утвержден в должности директора Всесоюзного центра реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями детского церебрального паралича. Центра тогда еще не было - его построили чуть позже в Останкинском парке, напротив телецентра. Дикуль преподает свою уникальную систему более 20-ти лет. Он знает, что возможно заставить мускулы вспомнить движения и обучать поврежденные мускулы так, чтобы они смогли вновь смогли стать действующими. Дикуль готовит специальное оборудование для каждого пациента. Он говорит: «Я могу сказать вам, как делать упражнения, но без вашего желания мои слова не принесут успеха. Даже если мое оборудование было бы из золота, вы никогда не будете идти, если у вас нет уверенности. Вы должны работать с той же самой преданностью, дисциплиной, и будет сила каждый день, много лет, если необходимо. Только тогда вы скажете «Я сделал это, я могу идти!». Валентин Дикуль - народный артист России, академик Международной академии информатизации, Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, доктор биологических наук, доктор философии Бельгийской академии наук, профессор, член Паралимпийского комитета России, член Попечительного совета Международного клуба рекордсменов «Интерстронг». За вклад в развитие медицины награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями и грамотами правительства СССР и России.
85 лет назад (1922) учрежден пост Генерального секретаря ЦК РКП(б). Первым генсеком избран И.В.СТАЛИН
Иосиф Сталин (Джугашвили) родился 21 декабря 1879 года. После учебы в Горийском духовном училище примкнул к социал-демократическому движению и стал профессиональным революционером. Тогда же за ним закрепилась партийная кличка - Сталин (для ближайшего окружения у Сталина была другая кличка - Коба). Когда в 1903 году (на II съезде РСДРП) произошел раскол партии на большевиков и меньшевиков, Сталин поддержал Ленина - вождя большевиков и по его поручению приступил к созданию сети подпольных марксистских кружков на Кавказе. Возглавлял антиправительственные демонстрации, забастовки, налаживал выпуск и распространение революционной литературы. Активный участник подготовки и проведения Октябрьской революции. Во время гражданской войны входил в состав Совета Рабочей и Крестьянской Обороны от ВЦИК, был членом РВС Республики, членом РВС Южного, Западного и Юго-Западного фронтов. 3 апреля 1922 года на Пленуме ЦК РКП(б) учреждают новую должность - Генеральный секретарь ЦК. Первым Генсеком избирают Сталина. В партийной структуре эта должность носила чисто технический характер. Но ее скрытая сила заключалась в том, что именно Генеральный секретарь назначал низовых партийных руководителей, благодаря чему Сталин сформировал в среднем звене партийцев лично преданное ему большинство. При коллективном голосовании его мнение отныне становилось ключевым. Уже через год В.И.Ленин обратился к XIII партийному съезду со знаменитым «завещанием» - «Письмом к съезду» (датировано 25 декабря 1922 года, с постскриптумом, написанным 4 января 1923 года), в котором писал: «Тов.Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью». Ленин предлагал «обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д. Это обстоятельство может показаться ничтожной мелочью... это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение». К середине 1930-х годов Сталин сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти и фактически стал единоличным вождем советского народа. Антисталинская оппозиция, состоящая в основном из старых партийных деятелей (Троцкий, Зиновьев, Каменев, Бухарин, Рыков и др.) были поэтапно изгнаны из партии, а затем физически уничтожены как «враги народа». Во второй половине 1930-х годов в стране установился режим жесточайшего террора. Миллионы советских граждан были незаконно репрессированы. В конце 1940-х - начале 1950-х годов по стране прокатилась новая волна репрессий, которые в значительной степени были связаны с борьбой ближайшего окружения стареющего вождя за право быть его приемником. Умер Сталин 5 марта 1953 года (по официальной версии, от обширного кровоизлияния в мозг). Саркофаг с его телом был установлен в Мавзолее рядом с саркофагом Ленина. По решению XXII съезда КПСС (фактически по инициативе Н.С.Хрущева, осудившего культ личности вождя) 31 октября 1961 года тело Сталина было перезахоронено за Мавзолеем у Кремлевской стены.
66 лет назад (1941) умер Иван Дмитриевич Шадр, скульптор
Иван Шадр (наст. фам. Иванов) родился в Шадринске (ныне в Курганской области) 11 февраля 1887 года в семье столяра. Имя родного города послужило основой псевдонима. В юности работал приказчиком у купцов. Занимался в екатеринбургской Художественно-промышленной школе. Придя пешком в Петербург, в 1907-1909 годах одновременно учился на Высших курсах Театральной школы, в Музыкально-драматической школе (Шадр обладал хорошим голосом) и Рисовальной школе Общества поощрения художеств у Н.К.Рериха. В 1910-1912 годах молодой человек с вполне французской фамилией Шадр занимался в академии Гранд Шомьер, на высших муниципальных курсах скульптуры и рисования, где его учителями были знаменитые Антуан Бурдель и Огюст Роден. Венчала вполне традиционную для русского художника того времени стадию ученичества остановка в Риме, в Институте изящных искусств. Вернувшись на родину, жил в Москве (в 1919-1921 годах - в Омске). Среди его ранних работ выделяется проект «Памятника мировому страданию» (1916), воплотивший характерные черты мемориальной пластики модерна (скорбящие фигуры, которые как бы «уходят» в стихию камня). Под влиянием революционной действительности тяготение Шадра к романтической обобщенности образов получило более конкретный, проникнутый пафосом социальных преобразований смысл. Присущий официальной советской скульптуре «академический модерн» принимал у Шадра особенно темпераментный и романтический оттенок. Свойственная скульптору пластичность лепки стала основой правдивости и экспрессии индивидуальных характеристик («Красноармеец», «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин» (серия для воспроизведения на марках, денежных знаках и облигациях). После создания в 1924 году натурной скульптуры «Ленин в гробу» он стал и главным мастером довоенной скульптурной ленинианы. Его памятники вождю мирового пролетариата были поставлены в Грузии, на Земо-Авчальской ГЭС, в Ленинграде, на Ижорском заводе, в подмосковных Горках. Параллельно он продолжал работу над любимой сюжетной скульптурой, лучшим образцом которой, безусловно, стал хрестоматийный «Булыжник - оружие пролетариата», созданный в 1927 году. Эта работа стала канонической, ее пластическое решение и идейный смысл идеально передают символику революционного порыва, характерную для того времени. В 1932 году Ивану Шадру довелось выполнить работу, которая, возможно, хранила его во времена куда более суровые. ЦИК поручил известному скульптору сделать надгробие для жены Сталина - Надежды Аллилуевой. В своей работе Шадр был ограничен сроками и тем, что опираться приходилось только на фотографии. Он несколько недель не выходил из мастерской - так трудно давалось ему художественное решение памятника. В своем дневнике Шадр писал: «С первого взгляда меня поразил лиризм ее лица. Хотелось не просто поставить памятник, но сделать его поэтическим. Задушевным». И это ему удалось. Материал был выбран сразу - белый мрамор. Шадр высек из мрамора высокую герму, которую венчала чуть склоненная женская голова с узлом волос на затылке. У подножия гермы - поникшая срезанная роза. В этом образе все печально и отрешенно. Позднее знатоки искусства говорили: «Классическая простота форм и линий передает ощущение лирической печали. Холодная фигура мрамора как бы прогревается, создает вокруг себя эмоциональную атмосферу». На годовщину смерти Надежды Аллилуевой памятник был установлен. Явно символистическая работа Шадра понравилась и самому Сталину. Памятник впечатлял любого, но, как писали тогдашние критики, «в нем есть величие скорби, но нет безысходного отчаяния...». Иван Шадр создал еще немало памятников (в том числе и Максиму Горькому), надгробий, садово-парковых скульптур, в том числе знаменитую обнаженную «Девушку с веслом». Изначально скульптура делалась для Московского парка культуры и отдыха имени Горького. Стояла она у главного входа в окружении фонтанов. Установили ее туда в 1936 году, а в 1941 году немецкая авиабомба разнесла ее на куски. Восстанавливать скульптуру не стали. Иван Дмитриевич Шадр прожил счастливую творческую жизнь. Умер знаменитый скульптор в Москве 3 апреля 1941 года.
104 года назад (1903) родился Вадим Алексеевич Козин, эстрадный певец, композитор
Вадим Козин родился в Санкт-Петербурге. Внук известной русской певицы Варвары Паниной. Выступать начал с середины 1920-х годов. Пел в комическом хоре Чарова. Затем непродолжительное время работал тапером в кинотеатре Народного дома (Ленинград), там же впервые выступил в дивертисменте с Песней о старосте. Пел в сборных концертах в кинотеатрах «Гигант», «Капитолий», «Колосс». В конце 1920-х годов начал сольные выступления, исполнял известные романсы «Калитка», «Утро туманное», «Мой костер» и вскоре приобрел большую популярность. В конце 1930-х годов включает в свой репертуар несколько произведений советских композиторов: «Шел отряд» А.Волкова, «Ковыль» С.Заславского и др. В годы Великой Отечественной войны выступал с концертами в частях действующей армии. По распоряжению наркома путей сообщения певцу выделили специальный вагон для поездок. Пластинки с записями Козина попадали в особую категорию (не подлежат сдаче на переплавку). В 1941 году он представил новую программу, в которую вошла написанная им песня «Москва» («Нет, моя Москва не будет взята ими...»). В начале декабря 1943 года вместе с Марлен Дитрих, Морисом Шевалье и Изой Кремер выступал в концерте, организованном для участников Тегеранской конференции. Награжден орденом Красной Звезды. В феврале 1945 года Вадима Козина арестовали и приговорили к восьми годам лишения свободы. Был освобожден досрочно в 1950 году за примерное поведение и хорошую работу. В справке, выданной певцу управлением лагерей, запись в графе «по какой статье осужден» отсутствует. В конце 1950-х годов Козин возобновил гастрольные поездки по стране, написал новые песни на стихи советских поэтов «Люди, остановите смерть!» (Л.Ошанин), «Моя Россия» (Н.Браун), «Я ненавижу в людях ложь!», «Не бередите ран» (А.Дементьев). 1960-е годы певец посвятил поиску новых выразительных средств в жанре романса и лирической песни. В произведениях, написанных им в этот период, преобладает элегичность, речитатив, мелодекламация. Наиболее известные - «Не стращай меня горькой судьбиной» (А.Ахматова), «Лишь черный бархат» (Н.Гумилев), «Не буди воспоминаний» (К.Бальмонт), «Идут белые снеги» (Е.Евтушенко). За свою жизнь Вадим Козин создал около 300 песен. Одна из самых известных - танго «Осень» (Осень, прозрачное утро...) была написана в 1939 году в рамках мини-цикла «Времена года». Практически до последних дней певец выступал в Магаданском музыкально-драматическом театре. Грампласттрест выпустил более 50 пластинок Козина, однако до середины 1980-х годов их переиздание в СССР было официально запрещено. В 1985 году фирма «Мелодия» выпустила первый диск-гигант, в который вошли многие известные песни: «Осень», «Прощай, мой табор», «Дружба», «Маша». Скончался Вадим Алексеевич Козин 19 декабря 1994 года в Магадане.