Иван Сусанин был вотчинным старостой села Деревеньки Костромского края. Ранней весной 1613 года он был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до села Домнино - вотчины Романовых, где скрывался со своей матерью только что избранный на престол царь Михаил Федорович. Спасая царя, Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый болотистый лес, за что был замучен.
Первым документом, свидетельствовавшим о героическом поступке Сусанина, стала жалованная грамота 1619 года царя Михаила Федоровича зятю Сусанина, в которой говорилось, что его тестя «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками...». Однако в первом источнике ничего не говориться о канонической истории - уводе отряда на погибель в болото. Согласно нему, Иван Сусанин отказался показывать путь к местонахождению молодого царя и умер под пытками, так и не выдав тайны. Первые отклонения от традиционного описания героических действий Сусанина появляются в XVIII веке, в указе от 19 мая 1731 года. Здесь прежняя версия этой истории подверглась некоторым изменениям, в частности указывается, что Сусанин «отвел» поляков от Домнина и был убит в Исуповке (Исупове), соседнем селе, лежащем через болото от Домнина. В 1864 году, опираясь на изыскания костромских краеведов, историк протоиерей П. Островский писал о том, как вел себя в эти страшные минуты Иван Осипович Сусанин: "... верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог за очи помазал елеем святым и нарече его царем России".
Место упокоения Ивана Сусанина, как и место его гибели традиционно вызывает расхождение у историков. Прежде, на основе разысканий Костромской губернской ученой архивной комиссии за 1896-1897 годы, считалось, что Сусанин был похоронен на погосте существовавшей в XVII веке деревянной шатровой Воскресенской церкви. В 2002 начались раскопки на территории кладбища деревни Исупово, которые завершились в 2004 году. Среди фрагментов скелетов были найдены католические четырехконечные кресты, и один осьмиконечный православный, сильно изрубленный. Возраст останков и сохранившихся рядом с ними предметов при исследовании был определен приблизительно в 400 лет. Археологи сразу же выдвинули версию, что православный крест принадлежал зверски убитому поляками Ивану Сусанину, а католические - тем самым полякам и литовцам, которых он завел в болото. В ходе судебно-медицинских изысканий и сравнительного анализа ДНК с достоверно известными потомками, удалось идентифицировать его останки. Правда, не все ученые сочли убедительными представленные доказательства.
Память о Сусанине сохранилась в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг отражен в художественной литературе и в опере М.И.Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
В 1851 году по проекту скульптора В.Демут-Малиновского в Костроме воздвигли монумент, посвященный подвигу Ивана Сусанина. Он представлял собой высокий столб, увенчанный бюстом царя Михаила, и склоненную перед ним фигуру национального героя, на пьедестале - барельеф с изображением гибели Сусанина. После революции 1917 года монумент демонтировали. Ныне существующий памятник Ивану Сусанину работы скульптора Н.Лавинского установлен в городском сквере в 1967 году. В райцентре Сусанино (бывшее Молвитино) есть музей подвига Ивана Сусанина. Музей располагается в церкви Воскресения Христова, которая изображена на картине Саврасова «Грачи прилетели».