Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.
Примерно раз в полгода на российском TV показывают старый комедийный фильм. В нем один из героев поет песенку о преимуществах и недостатках троеженства. Уверен, что, определенная часть зрителей в этот момент так или иначе решает вопрос, сколько жен лучше - «три или одна?». Но фильм заканчивается, и люди от телевизора расходятся по своим делам. А с утра на рабочем месте приходится решать уже далеко не комедийные вопросы: сколько надо выплавить стали, построить кораблей и самолетов, запустить ракет.
Кстати, о последнем. Первый весенний месяц, богатый на события военно-космического значения, продемонстрировал и некоторые итоги российско-европейского космического сотрудничества.
«21.03.2007 в Роскосмосе успешно прошло Второе заседание Руководящего Диалога Россия-ЕС по сотрудничеству в области космоса», - читаем на официальном сайте Роскосмоса. Познакомившись с опубликованным материалом, сразу возникает один вопрос: «Успешно для кого? И второе, что приходит на ум: такое впечатление, что в Роскосмосе внепланово продолжают просмотр знаменитой комедии и не могут никак разобраться, сколько все-таки нужно - две, три, одна, и нужна ли вообще.
Только речь идет уже не о женах, а о принципиальном вопросе российской космонавтики - создании многоразовой транспортной космической системы, способной решать весь спектр задач по изучению и использованию околоземного пространства и дальнего космоса. Но - по порядку.
Комментируя итоги «успешного» Заседания, глава Европейского космического агентства (ЕКА) Жан-Жак Дорден заявил, что стороны теперь работают над совсем новой транспортной системой, которой, правда, нет еще и в проекте. Дорден предложил вернуться к этой теме через год, а пока неясно, по его словам, «во что этот проект выльется». Тем не менее, назовем то, что не вылилось - «первая». Главное в том, что европеец начисто отмежевался от проекта «Клипер», назвав теперь его «чисто российской разработкой». Назовем эту систему «вторая».
Но должна она быть первая, причем самая любимая. До середины прошлого года Роскосмос говорил о том, что основу отечественной перспективной транспортной космической системы составит космический корабль «Клипер». Только ради соблюдения формальностей в начале 2006 г. объявили конкурс на разработку и производство корабля для этой системы. Но всем уже давно было ясно, что недосягаемым фаворитом является ракетно-космическая корпорация «Энергия» с проектом «Клипер». Десятки раз публиковались тактико-технические характеристики корабля, его макеты демонстрировались на выставках и салонах от Токио до Парижа и Берлина.
В одночасье все изменилось. В конце июня прошлого года, выступая на аэрокосмическом салоне в Фарнборо, руководство Роскосмоса вдруг объявляет о приостановке конкурса и переходе на многоэтапный принцип создания космического транспортника. Во главу угла ставится теперь старый, но испытанный временем орбитальный аксакал - корабль «Союз». В нашем классификации - «третья».
В июле 2006 г. руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов так объяснил этот сюжетный поворот: «...предложенная конкурсантами динамика затрат на выполнение ОКР (опытно-конструкторские работы) по годам существенно отличается от показателей Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы, что не может быть реализовано без существенных изменений этой программы...».
Но корабль практически разработан, на львиную долю из внебюджетных средств, и в «железе», по мнению руководителя корпорации «Энергия» Николая Севастьянова, может быть создан уже к 2013 г. Причем, Корпорация до конца текущего года собирается в очередной раз представить в Роскосмос уже усовершенствованный вариант этого пилотируемого корабля. Конечно, об этом не могут не знать в Роскосмосе. И знают давно. Однако в декабре 2006 г. Анатолий Перминов заявил: «Мы предполагаем приступить к реализации проекта....."Клипер", начиная с 2012 г.»
Позвольте, а 5 лет что делать?! Сидеть и ждать европейцев? «Никакой ясности (в отношении совместного проекта транспортной системы, - А.К.) ни у них, ни у нас нет. Пока - только говорильня», - сетует действительный академический советник Академии инженерных наук России Юрий Зайцев. Но Европу такое состояние, похоже, устраивает. Российское возрождение «ставит нас, европейцев, в лучшее положение на переговорах с НАСА, потому что мы можем заявить о том, что хотим сотрудничать с русскими», - откровенничает на страницах "Newsweek" от 29 января сего года Лоуренс Нэрдон, директор программы космической политики из Французского института международных отношений. Как говорится, без комментариев...
Итак, что нам делать 5 лет без «Клипера», зато с туманными европейскими перспективами, которые в итоге сложатся в милую их сердцу аббревиатуру «НАСА»? Модернизировать давным-давно морально устаревший «Союз»? Не слышал, что и в этой программе есть сдвиги.
...Упомянутый комедийный герой приходит к выводу о пользе холостятской жизни. Его дело. Однако ключевые государственные проекты, простите, - не комедия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции