МОСКВА, 28 мар - РИА Новости, Надежда Мерешко. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко не видит в разногласиях его ведомства с Российской академией наук (РАН) ничего необычного и советует академикам устранить правовые коллизии в утвержденном ими новом уставе РАН.
"Есть вопросы, пути решения которых мы видим по-разному. Это вопросы обсуждаемые", - сказал министр в интервью РИА Новости, комментируя возникшие между министерством и РАН разногласия по новому уставу.
Общее собрание Академии наук в среду утвердило новый устав Академии, подготовленный уставной комиссией РАН. Его положения не соответствуют разработанному в Минобрнауки Модельному уставу государственной академии наук (всего их в России пять).
"Насколько я понимаю, остаются некоторые правовые коллизии, которые противоречат существующему законодательству. Варианта у нас два: либо менять законодательство, либо все-таки настаивать на том, чтобы были какие-то изменения внесены в устав", - сказал Фурсенко.
По его словам, Минобрнауки совместно с представителями Академии должно рассмотреть именно эти коллизии и на основе этого вынести какие-то предложения и сделать выводы.
Отвечая на вопрос, будет ли принят устав РАН правительством РФ, которое по закону должно утверждать этот документ, Фурсенко сказал: "Это зависит от того, насколько учтены именно замечания, связанные с правовыми коллизиями".
В утвержденном академиками уставе отсутствует положение о возрастном цензе при занятии административных должностей (президента РАН, вице-президента, директоров НИИ и других подведомственных структур).
Министр отметил, что для привлечения молодежи в науку, помимо финансовой составляющей, надо предоставить им возможность карьерного роста. Однако, по мнению министра, введение возрастного ценза - "абсолютно внутреннее дело научного сообщества".
В то же время, полагает Фурсенко, точка зрения президента РАН Юрия Осипова, который активно выступал за введение ценза, достаточно обоснованна. "Нельзя ставить возрастные ограничения для занятия наукой", - уверен министр, но административные должности, считает он, это немного другое. "И, наверное, тут, никого не ущемляя, можно ввести какие-то ограничения, хотя повторяю, что это все-таки вопрос, который должен регулироваться в первую очередь научным сообществом. Позиция министерства есть, и я думаю, что будет высказана, но вряд ли это тот вопрос, по которому министерство должно занимать какую-то абсолютно императивную позицию", - сказал министр.
В целом, полагает Фурсенко, единогласие в науке и в околонаучных отраслях страшно, как и в любой интеллектуальной деятельности. "Мы проходили в разных сферах нашей жизни вопросы, связанные с единогласием. Я могу сказать, что этого никогда не было в науке. И я думаю, что именно благодаря этому российская, советская наука была конкурентоспособной. Там, как раз, допускалось инакомыслие", - считает министр.
Вместе с тем, констатировал он, задача Минобрнауки и РАН полностью совпадает. Эта задача - сделать Академию и вообще российскую науку максимально конкурентоспособной, отметил Фурсенко.
Он также указал, что существуют и другие проблемы, связанные, например, с эффективностью использования государственного имущества и бюджета. Эти вопросы поднимались и обсуждались в Академии наук. Причем, как сказал министр, "в абсолютно нормальном ключе". "У нас на самом деле идет нормальный диалог", - заверил Фурсенко.
По его словам, последний год был уникальным с точки зрения количества решенных проблем. Так, совместно с Академией запущен пилотный проект по повышению оплаты труда академиков, благодаря которому за последний год их зарплата возросла на 60%.
Кроме того, по словам Фурсенко, решается вопросы обеспечения РАН новым оборудованием.
"Целый ряд вопросов решен, решен нашими совместными усилиями", - констатировал министр.
В настоящее время идет разработка программы финансовой поддержки фундаментальных исследований. По мнению министра, в ближайшее время разработка этой программы будет завершена.
"У нас тоже есть некие споры по поводу того, каким образом оценивать эффективность этой программы, как обеспечивать, как оценивать успешность именно программы в целом, но это абсолютно нормальный спор", - сказал он.