Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Судьба высшего образования в России решена. С 1 сентября страна перейдет на двухуровневую систему обучения «четыре плюс два» - 4-летний бакалавриат, вполне самодостаточный, и 2-летнюю магистратуру. Так при нынешнем буме высшего образования рынок труда быстрее получит нужных специалистов, а государство сэкономит казну.
Однако сама логика реформы - настройки высшей школы на практический лад - заставляет задаться вопросом: а готов ли рынок к массовому притоку бакалавров?
В медицинской, технической, военной сферах речи об этом нет. Государство сделало для соответствующих вузов исключение, оставив им традиционный специалитет - 5-летнее (и даже более длительное) обучение с выдачей диплома специалиста. Подготовить квалифицированные кадры по этим специальностям за 4 года просто невозможно. Но и в других областях работодатели консервативны и не очень привечают новоявленных бакалавров. «Обучение в сжатые сроки означает, что мы можем либо получить выпускников только с теоретической подготовкой, либо, наоборот, с плохим знанием теории», - говорит директор по персоналу «Промсвязьбанка» Наталья Седых. Юристы зачастую не берут на работу даже магистров, «потому что у них не прописано, какими знаниями должны обладать магистры», признает идеолог реформы, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Бакалавриат должен стать основным вариантом высшего образования. Между тем, полноценные программы обучения бакалавров пока есть в немногих вузах. Прежде всего, в тех, которые учат по схеме «четыре плюс два» уже с 1990-х годов (пока таких специальностей 120, в бакалавриате и магистратуре обучается треть учащихся). Примером может служить экономический факультет МГУ им. Ломоносова, который ввел двухуровневую систему образования в 1991 году.
Большинство же вузов к сентябрю просто перекроят свои 5-летние программы: урежут, чтобы уложить их в 4 года обучения, или растянут - до 6 лет. Эта чисто механическая переделка на скорую руку едва ли приведет к улучшению качества образования, как задумывалось изначально.
«За границей таких бакалавров не будут привечать: у нас еще нет единых учебных курсов с Европой», - говорит президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Между тем, сверхзадача образовательной реформы - как элемента интеграции России в Болонский процесс (создания общеевропейского образовательного поля) - признание российских дипломов за рубежом.
Да и российские работодатели как доучивали, так и будут доучивать вчерашних выпускников прямо на производстве. Ведь чисто формальный бакалавриат по-прежнему не даст молодежи практических навыков.
По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, лишь 15-20% вузов готовят выпускников, востребованных на рынке труда. Вчерашние студенты редко устраиваются по специальности - деньги государства на их образование тратятся впустую. «Уже на 3-4 курсе многие студенты лишь имитируют учебу», - говорит Ярослав Кузьминов. Таким ребятам некогда учиться - они уже работают.
И вот здесь бакалавриат - оптимальное решение. Кстати, для работы операционистом в банке, продавцом-консультантом, менеджером среднего звена вполне достаточно хорошего 4-летнего образования. Бакалавр, не тратя лишних денег государства, запасаясь базовыми знаниями, но не слишком углубляясь в ненужные ему учебные материи, одновременно «приобретает» и общую культуру. «Ее сегодня требуют большинство работодателей. Городская экономика уже не принимает людей без диплома о высшем образовании», - отмечает ректор Высшей школы экономики.
Многие вузы не в восторге от реформы - опасаются дальнейшего падения уровня образования. Впрочем, дело не только в этом. «Как правительство введет отдельно финансируемую магистратуру, оппозиция вуза тут же пропадет», - уверяет Кузьминов. Министр образования Андрей Фурсенко рассчитывает привлечь работодателей к финансированию магистратуры. Они должны помочь и в мониторинге потребностей рынка.
В этом году в вузы будут поступать до 1,2 млн человек. А полноценной участницей Болонского процесса Россия собирается стать через 3 года. За это время университеты и институты должны модернизироваться содержательно, отчасти переписать учебные курсы. В принципе реформа стоит таких жертв - если учесть ее экономический смысл.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции