Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Драма «Остров» режиссера Павла Лунгина снова оказалась вне конкуренции. Сколько бы ни соперничали две национальные киноакадемии России - «Ника» и «Золотой орел» - они оказались единодушны в оценке «Острова» как главного кинособытия года. 23 марта притча о духовном возрождении получила 6 кинонаград «Ника» - столько же ей досталось «Золотых орлов» 27 января. Первая премия отметила 20-летие, вторая - 5-летие.
Фактически в выборе по ключевым номинациям две киноакадемии России продублировали друг друга. История монаха-праведника, врачующего души и тела, обретшего свой дар благодаря долгому раскаянию, дважды оказалась лучшим фильмом, 57-летний Павел Лунгин дважды - лучшим режиссером. А сыгравший чудотворца Петр Мамонов («человек-театр», поэт, певец, рок-идол) и Виктор Сухоруков (второстепенная роль настоятеля монастыря) по второму кругу взяли премии за мужские роли. Награду - посмертно - присудили во второй раз и оператору Андрею Жегалову, снявшему ленту в аскетичном - единственно уместном в этом случае - колорите.
Марафон лунгинского «Острова» - по стране и за рубежом, в кинопрокате и на телевидении - оказался самым успешным. Картина демонстрировалась на Венецианском кинофестивале, в Лондоне и Торонто, во Франции. Трудностей с пониманием «Острова», несмотря на всю его «экзотичность» и реалии типично русской, «полузагадочной» жизни, у зарубежных зрителей не возникло. «Западный мир стоит перед теми же проблемами тупика и бессмысленности жизни, что и мы», - поясняет Павел Лунгин. На родине фильм собрал широчайшую аудиторию. Когда в январе его показали по телевидению, его посмотрели почти 42% зрителей по России и 46% - по Москве. Это почти беспрецедентные рейтинги. В дискуссиях по поводу фильма кто только не участвовал: критики, киноманы, психологи, представители церкви, политики, школьники...
Феномен «Острова», скорее всего, объясняется так. Режиссер размышляет о человечности, любви к ближнему, совести, о которых общество вроде бы и не забывало, но все же лишний раз предпочитало не задумываться. Он попал в точку и в смысле поисков национальной идентичности, которая тесно связана с духовностью. В российском обществе ведется много публичных разговоров о Боге. Хочется более простого и искреннего выражения чувств. Такой вариант христианства/человечности и «создал» Павел Лунгин в своем фильме, чем, наконец, вознаградил ожидания россиян. Так что новая победа картины - на 20-й, юбилейной церемонии вручения «Ник», - была предсказуема.
Победа мистической драмы «Живой» Александра Велединского о молодом парне, вернувшемся домой после военной службы в Чечне, - в номинации «лучший сценарий» была вполне заслуженной. Раньше фильму на такую болезненную тему не везло. Первое признание ждало сценариста «Живого» Игоря Порублева в начале февраля, на церемонии раздачи «Белых слонов» - национальных премий кинокритиков. Второй триумф состоялся 23 марта.
Киноакадемики разделили и мнение критиков по поводу лучшего дебюта. «Открытием года» был назван молодой режиссер (прежде известный как театральный) Иван Вырыпаев - за трагикомедию «Эйфория» о беспощадной, не знающей пределов, почти животной любви. В газетных рецензиях на «Эйфорию» каких только определений не было! «Эмоциональный шок», «поток острых ощущений», «попытка раскрыть тайну русской души»... Фильму с некоторой долей лести предсказали, что его диалоги разойдутся на цитаты.
Лучшей неигровой лентой стала «Зощенко и Олеша: портрет в интерьере эпохи». Режиссер Евгений Цымбал, на этот раз, размышлявший о судьбе двух талантливых писателей, уже удостаивался «Ники» - за фильм о кинематографическом первопроходце Дзиге Вертове, «Дзига и его братья». Среди анимационных фильмов «Нику» получила «Моя любовь». Создатель мультфильма Александр Петров известен как изобретатель уникальной техники «живописи по стеклу». Семь лет назад он был награжден «Оскаром» за анимационную работу «Старик и море» по Хемингуэю.
В номинации «лучшая женская роль» победила Евгения Симонова, сыгравшая советского скульптора, страдающую конформистку в ретродраме Андрея Эшпая «Многоточие». До «Ники» ее работа уже была награждена «Белым слоном».
В этом году решения киноакадемиков не вызывают возражений у зрителей. Мнения профессиональной и любительской аудиторий совпадают, а это свидетельство того, что в российском кино есть достижения явные и бесспорные. Результаты голосования здесь трудно опровергнуть.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции