МОСКВА, 23 мар - РИА Новости. Госдума в пятницу приняла в первом чтении законопроект о создании в структуре органов прокуратуры РФ следственного комитета, который позволит разграничить следственные и надзорные функций ведомства, хотя некоторые депутаты подвергли документ резкой критике.
В соответствии с проектом закона подразделения следственного комитета Генпрокуратуры планируется создать также и в российских субъектах. Кроме того, будут образованы военно-следственные управления военных прокуратур.
Положение о следственном комитете утвердит президент, а назначать и освобождать от должности руководителя новой структуры предлагается Совету Федерации. Сделать это сенаторы смогут по представлению главы государства.
Документ вносит поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и действующий закон "О прокуратуре РФ" и инициирован депутатами-единороссами из думского комитета по безопасности Алексеем Волковым, Алексеем Розуваном и Александром Гуровым.
Как сообщил накануне журналистам спикер Госдумы Борис Грызлов, разделение функций следствия и надзора в Генпрокуратуре поможет борьбе с коррупцией.
"Сегодня те, кто проводит следствие, сами же за собой и надзирают в рамках единого ведомства - Генпрокуратуры. Это неправильно, это приводит в том числе к коррупции, поэтому следует разделить функции следствия и надзора", - сказал он.
При этом спикер не исключил, что в будущем следственный комитет Генпрокуратуры "может стать прообразом будущего самостоятельного следственного комитета".
Грызлов сообщил о том, что "Единая Россия", которая имеет в Думе парламентское большинство, будет голосовать за законопроект.
"Думаю, что концептуально мы этот законопроект поддержим", - сказал он.
В Генпрокуратуре в целом положительно отнеслись к инициативе парламентариев и согласны с тем, что следователям нужно дать возможность самим возбуждать уголовные дела.
Вместе с тем, как заявлял ранее замглавы ведомства Сабир Кехлеров, надзорные полномочия прокурорам все же следует сохранить.
"Мы согласны с тем, чтобы следователи сами возбуждали уголовные дела, но у прокурора остается право на проверку", - сказал Кехлебов.
Концепция законопроекта вызвала неоднозначную реакцию в депутатском корпусе. В частности, представители, в основном, оппозиционных фракций заявляли о том, что введение в структуру прокуратуры следственного комитета приведет к разбалансировке самой системы.
По мнению депутата Андрея Савельева, при обсуждении такого важного законопроекта в зале должны были присутствовать Генпрокурор России, представители Верховного суда, МВД, ФСБ.
В свою очередь зампредседателя думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Александр Москалец заверил парламентария, что при втором чтении документа на пленарном заседании палаты будут присутствовать высшие руководители органов прокуратуры, Верховного суда, МВД.
Депутат-единоросс Александр Хинштейн выразил сомнение, что введение новой структуры в Генпрокуратуре не приведет к дополнительным финансовым обязательствам со стороны федерального бюджета. По его мнению, этот вопрос следует просчитать более детально.
Кроме того, заметил парламентарий, в документе идет речь о создании фактически неподконтрольной структуры. "В результате мы можем столкнуться с кризисом в системе правоохранительных органов", - отметил Хинштейн.
Подверг критике законопроект и бывший прокурорский работник, депутат от фракции КПРФ Виктор Илюхин.
Он подчеркнул, что годы репрессий, когда выносились массовые обвинительные приговоры, стали возможными в том числе и потому, что в отношении следствия отсутствовал должный прокурорский надзор.
При этом Илюхин отметил, что ежегодно из СИЗО освобождается порядка двух тысяч лиц, которые были незаконно привлечены к уголовной ответственности.
"Фактически следствие уже сегодня выступает как сторона обвинения", - подчеркнул Илюхин.
Подводя итог обсуждения законопроекта, полпред президента в Госдуме Александр Косопкин высказался в поддержку документа. Он согласился с мнением парламентариев о том, что при доработке проекта закона ко второму чтению следует учесть мнение всех силовиков.
"При доработке документа ко второму чтению необходимо проводить всесторонние обсуждения его концепции, парламентские слушания, следует учесть и мнение Генпрокуратуры", - полагает Косопкин.