Андраник Мигранян, председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам глобализации и национальной стратегии развития, для РИА Новости.
В мае этого года Армении предстоят выборы в парламент, а в марте следующего - президентские выборы. В Центризбиркоме республики зарегистрированы уже 27 партий и один избирательный блок под названием "Импичмент".
Особая значимость парламентских выборов состоит в том, что по их итогам может определиться будущий победитель в президентской гонке. Ведь по новой Конституции, изменения в которую были внесены после референдума 2005 года, парламентское большинство имеет право избрать лидера победившей партии на пост премьера, правда, по представлению президента. Премьер-министр наделяется широкими полномочиями и может стать полновластным руководителем исполнительной ветви власти. Вот почему теперь чрезвычайно высока цена каждого депутатского мандата. Вот почему на парламентских выборах будет разворачиваться серьезная борьба за то, чтобы победившая партия провела своего представителя не только на должность премьера и в кресло председателя парламента, но и, опираясь на ресурсы законодательной и исполнительной власти, - на пост президента на мартовских выборах.
Особую пикантность нынешней избирательной кампании придает тот факт, что у действующего президента заканчивается срок полномочий, и он уходит. Со всей остротой встает вопрос преемственности власти. Не секрет, что в большинстве постсоветских государствах переизбрание президента, то есть переход реальной власти из рук в руки, сопровождается политическими потрясениями. Неудивительно, что в некоторых государствах передача власти так и не произошла. Это относится в первую очередь к государствам центральноазиатского региона. Кроме того, мы имеем опыт Украины, Грузии, Азербайджана, Молдовы, где выборы и передача власти сопровождались массовыми столкновениями, бурными демонстрациями. Поэтому предстоящие выборы в Армении имеют чрезвычайно важное значение не только для этой республики.
Сегодняшней политический ландшафт позволяет оценить перспективы расклада сил. Сейчас в армянском парламенте наибольшее представительство имеет Республиканская партия, которую возглавляет председатель правительства. Членами этой партии являются большинство министров, губернаторов, огромное количество представителей властных структур на уровне центра и регионов. И, естественно, Республиканская партия обладает административным, информационным и финансовым ресурсами, которые используются в избирательной кампании. В каком-то смысле эта партия представляет собой аналог российской "Единой России". По-разному оцениваются достижения Армении под руководством этой партии, тем не менее, в ее активе бесспорный факт - за последние годы рост экономики страны достиг двузначных цифр, наблюдается внутриполитическая стабильность, хотя, конечно, социальная поляризация довольно высока.
Также позиционирует себя как провластная партия "Процветающая Армения", более того, считается, что она и создана самими властями (в каком-то смысле и здесь Армения повторяет Россию). Во главе партии стоит известный олигарх Армении Гагик Царукян, стремящийся интегрировать представителей интеллигенции и средних слоев, недовольных действующей властью и требующих осуществления более радикальных преобразований. Борьба за лидерство между этими двумя партиями власти может быть главной интригой нынешних выборов. Не исключено, что после избирательного цикла произойдет их объединение в парламенте. При этом важно, кто в альянсе станет старшим партнером, а кто - младшим. Многое будет зависеть еще от того, как представляет себе действующий президент собственное политическое будущее. Не исключено, что он захочет сохранить себя в качестве одного из ключевых игроков процесса формирования политики Армении и после выборов. Республиканская партия уже имеет своего кандидата в президенты - им является министра обороны Серж Саркисян. "Процветающая Армения" пока не определилась с лидером, похоже, что решение многих вопросов будет зависеть от воли и желания действующего президента. По разным оценкам, обе эти партии имеют возможность завоевать более половины мест в парламенте.
В сегодняшнюю властную коалицию входят еще две партии, у которых есть возможность получить до 8-10% голосов и пройти в парламент. Среди вновь возникших партий наиболее народной, если можно использовать такой термин, является партия Тиграна Карапетяна, который получил известность в Армении благодаря своему телеканалу и ориентации на самые низшие слои населения. Его поддерживают некоторые лидеры партии "Страна законности", которая входила в прежнюю правящую коалицию, когда председателем парламента был ее лидер Артур Багдасарян.
Среди основных сил непримиримой оппозиции следует отметить возглавляемую Степаном Демирчяном Народную партию Армении, которая идет на выборы самостоятельно. Оппозиция не смогла на этот раз объединиться в единый сильный блок. Она разобщена. К тому же дискредитировала себя тем, что в течение последних четырех лет практически бойкотировала работу парламента, не создавала политических прецедентов за исключением нескольких уличных столкновений в период кампании за проведение референдума для подтверждения полномочий президента. Разобщенная оппозиция потеряла в глазах общественности прежний ореол и надежду на то, что именно она станет реальной силой, способной изменить существующее положение вещей. Массовая поддержка Степана Демирчяна в значительной степени объяснялась тем, что для широкого электората он в каком-то смысле олицетворял трагически погибшего отца, расстрелянного в парламенте. Серьезная проблема и у Артура Багдасаряна, который, хоть и обладает способеностью поднимать болезненные проблемы населения, но прибегает при этом к популистским приемам и даже к демагогии. Многие его однопартийцы находятся в зоне риска в плане прохождения в следующий парламент.
Вне всякого сомнения, проигравшие партии, особенно если оппозиционные не пройдут пятипроцентный барьер, будут обвинять власти в фальсификации. При любом раскладе крайне важно, чтобы выборы прошли прозрачно, в этом заинтересованы многие. В этом должна быть в первую очередь заинтересована Россия.
Южный Кавказ является ее мягким подбрюшьем. Контролируя этот регион, любые внешние силы, особенно недружелюбные по отношению к России, смогут оказывать серьезное давление на южные рубежи России. Поскольку речь, в основном, может идти о Брюсселе и Вашингтоне, то надо сказать, что эти центры силы уже оказывают серьезное влияние на Грузию, Украину и Турцию, на регион большого Ближнего Востока. Поэтому полный контроль над Южным Кавказом - это выход в тыл России и Ирана с дальнейшим усилением давления на два эти государства. Одно государство уже причислено Вашингтоном к "оси зла". Россию же воспринимают как серьезного конкурента, геополитического соперника. На Южном Кавказе довольно серьезно обосновались США, Турция и ЕС. Грузия взяла на себя функции форпоста НАТО и Запада и по существу призывает к крестовому походу против России, обозначая себя как главную антироссийскую силу в регионе.
В этих условиях Армения остается единственной страной, которая сохраняет свои традиционные и стратегические связи с Россией. Кроме того, как член СНГ она входит в Организацию Договора о коллективной безопасности, на ее территории расположена российская военная база. Российские пограничники вместе с армянскими обеспечивают безопасность армяно-турецкой границы. Изменение вектора политики Армении или дестабилизация политической обстановки в республике может привести к подрыву влияния России в регионе. Поэтому так значимо сохранение во власти Армении тех сил, которые ориентированы на укрепление союзнических отношений с Россией. Пока что такими силами является Республиканская партия и лидер этой партии Серж Саркисян - сопредседатель армяно-российской комиссии по экономическому сотрудничеству. В качестве министра обороны он тесно взаимодействует с российскими военными и политическими структурами.
Вполне нормальной в международной практике является политика, когда власти союзнических государств ориентируются и поддерживают тех, кто проявил верность сотрудничеству и не собирается преподнести сюрпризы после выборов. И соответствующего отношения заслуживают политические силы, которые, существуя на западные гранты, пытаются ориентировать общественное настроение и политический класс страны на интеграцию в западные военно-политические блоки. Сегодня в качестве такой партии и такого политика явно выступает лидер партии "Страна законности" Артур Багдасарян. Схожей позиции придерживается целый ряд других мелких и средних и организаций, добивающихся изменения общественных настроений в пользу западного вектора развития политики Армении. Они, разумеется, избегают прямой антироссийской риторики, но используют все возможности, чтобы показать негативные моменты в развитии армяно-российских отношений, которых, к сожалению, хватает.
Речь идет, в первую очередь, о повышении цены на газ, которое, с точки зрения экономических интересов России вполне объяснимо. Но с точки зрения армян, считающих себя последовательными союзниками России, и которые получают ежегодную безвозмездную помощь в размере 70-80 миллионов от США, не очень-то понятно, почему эти "рыночные" принципы, а скорее эгоистические интересы «Газпрома» должны быть выше стратегических интересов армяно-российского сотрудничества.
В российском бюджете предполагается ввести статью об иностранной помощи по принципу бюджета США. Большие государства, если они хотят присутствовать и влиять в каком-либо регионе мира, должны знать, что бесплатного присутствия и влияния не бывает. За это надо платить. Сейчас предпринимаются шаги с целью компенсировать повышение цен на газ для Белоруссии через поддержку этого государства впрямую из российского бюджета. Предполагается также компенсировать Армении повышение цены на газ поставками военно-технического снаряжения и, возможно, прямыми бюджетными ассигнованиями в форме иностранной безвозмездной помощи.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции