Сегодня, 23-го марта 07-го года, станут известны лауреаты 20-й, стало быть, юбилейной общенациональной кинематографической премии «Ника». Церемония награждения, что состоится в Театре Армии, подведет окончательные итоги 2006-му киногоду.
Та же «Ника», по традиции, станет завершающим аккордом премиальной страды в отечественном кинематографе. Начинается она опять же по традиции зимой с «Золотого орла». В кулуарах церемония называется «Орлы прилетели». Затем следует легкая поступь «Белых слонов», придуманных критиками. Далее определяются операторы со своей профессиональной наградой «Белый квадрат». И под занавес - «Ника», в которую входит более 500 кинематографистов, окрыляет победителей статуэтками крылатой богини победы, прилагая к ним ключи от «Жигулей».
Минувший год в кинематографическом отношении был любопытным и, надо признать, разнообразным. Сразу несколько картин выбились из общего и довольно длинного ряда кинопродукции. Это, прежде всего «Мне не больно» Алексея Балабанова», «Эйфория» Ивана Вырыпаева, «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, «Связь» Авдотьи Смирновой, «Свободное плавание» Бориса Хлебникова, «Вдох-выдох» Ивана Дыховичного, «Нелегал» Бориса Фрумина, «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова, «Парк советского периода» Юлия Гусмана.
Наконец, самое громкое событие года - «Остров» Павла Лунгина.
Практически все они засветились на национальных фестивалях, где завоевывали награды разного достоинства. Некоторые пробились на международные кинофорумы и были там замечены. Иные - отмечены. Например, «Изображая жертву» на кинофестивале в Риме.
Впрочем, награды, как и чины, людьми даются. А люди, в том числе и столь квалифицированные как киноакадемики, могут ошибиться. И иногда довольно радикально, о чем свидетельствуют несовпадающие списки номинантов в разных премиях.
Из самых кричащих несовпадений - фильм «Свободное плавание», категорически проигнорированный золотоорловскими академиками (одна второстепенная номинация - за монтаж, которой он не удостоился), был обласкан критиками (два слона за «Лучший фильм» и за «Лучшую режиссуру») и угодил сразу в четыре номинации «Ники», в том числе - «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучший сценарий».
Зато «Ника» не заметила «Дневного дозора», самого кассового фильма сезона.
Оно, конечно, на вкус и цвет... Тем более, что взаимоотношения многих товарищей-кинематографистов лишь с оговоркой и в значительной степени условно можно назвать товарищескими.
Теперь по прошествии некоторого времени можно сказать, что не на пользу ни кино, ни кинематографистам не пошло удвоение национальных академий - «Ника» и «Золотой орел», а с ними и наград.
Напомню, что председатель СК РФ Никита Михалков инициировал создание академии «Золотой орел» в отместку отцам-основателям «Ники» Юлию Гусману и Виктору Мережко за то, что они не отдали ему созданный ими бренд. Началась холодная война. Никита Михалков, который со дня, когда он стал во главе Союза, постоянно пребывает в состоянии борьбы то за Киноцентр, то за ММКФ, то за Дом кино, то за национальную кинематографическую премию...
И сегодня Никита Сергеевич не теряет надежды, что конкурирующая «фирма» усохнет сама собой. Для этого «орел» кое-что сделал - он выдавил «Нику» из стен Дома кино, а также, пользуясь своими связями и влиянием, отключил от «Ники» федеральные телеканалы.
Вроде бы «Ника» давно должна была бы сникнуть, а она не сдается. Она продолжает жить. В значительной части благодаря энтузиазму ее учредителей и президента Эльдара Рязанова, которого в этом году сменит Алексей Баталов. Ну, и по ряду объективных причин. Может быть, самая важная из них: «Ника» для кинематографистов - одна из форм моральной оппозиции Председателю Союза, все более дающего волю своим авторитарным склонностям.
Потом, надо понять и молчаливо-безыдейное большинство кинематографического сообщества: пряников-то сладких всегда не хватает на всех. Посему им кажется, что чем больше премий, тем больше шансов не остаться обнесенным.
Так и получилось, что в рядах обеих академий можно увидеть одни и те же лица. В кулуарах они говорят: чума на оба ваших дома. И в оба «дома» ходят за наградами. И в обоих «домах» в случае неуспеха утешаются обильной выпивкой и щедрой закуской.
Все это не очень здорово с точки зрения авторитета и горделивого «Золотого орла», и победоносной богини «Ника». Добро бы одна премия была альтернативой другой. Ну, скажем, одна артхаузной, другая мейнстримом. А то ведь они всего на всего параллельны. Это те параллели, которые все время пересекаются и иногда разбегаются. Их значимость размывается от того, что обе выглядят взаимозаменяемыми.
Все это к тому же не слишком хорошо сказывается и на климате внутри кинематографического братства.
Похоже, что на пороге подобного раскола стоит телевизионное сообщество. Первый звонок только что прозвенел. Я имею в виду информацию о выходе из состава учредителей телеакадемии «ТЭФИ» сразу двух каналов НТВ и ТНТ. До этого ее покинул крупный телепроизводитель АТВ. Другой симптом - появление особого информационно-репортажного конкурса, инициированного НТВ. И, можно предположить, от того, насколько успешно он пройдет, зависит нарождение новой национальной телеакадемии.
Конкуренция премий - вещь нездоровая. Конкурс произведений - вещь полезная.
Говорят, зачем нужны все эти фестивали и национальные премии; касса (как и рейтинг) - лучший судья. Это неправда. И это понимают даже те, кто так говорят. Иначе бы они не представляли свои работы на суд коллег.
Говорят, что время - лучший рефери. Если это и правда, то неполная. Ведь произведение, вырванное из своего временного пласта, теряет нередко заложенные в нем смыслы. А теряет оно их, потому что обескровливается.
Вот собственно, почему и нужен «Гамбургский счет». И чтобы он был предъявлен здесь и сейчас
А что касается самого кинопроцесса, то этот караван идет своим ходом. И, по мне, неплохо идет. Сетуют на то, что нет шедевров. Но ведь шедевры от Бога. Как и гении. Зато среди тех фильмов, что «от производства», «от индустрии» и «от простых смертных», есть такие создания, с которыми хотелось бы поспорить «за жизнь», «за искусство», о которых можно было бы поспорить, насколько они являются искусством. Они не обязаны тебе безоговорочно нравиться, потрясать, выворачивать душу. Но если с ними интересно, если с ними категорически не согласен - уже не напрасно он придуман и снят.
Есть в этом году фильм, который считается несомненным фаворитом всех киносостязаний. Это «Остров» Павла Лунгина. Он уже собрал, видимо, рекордное число наград. Но самая, очевидно, ценная и значимая награда - его успех у телевизионной аудитории. Показанный в прайм выходного «Остров» получил и огромную долю и впечатляющий рейтинг. Я не думаю, что дело только в самом фильме. Мне он не кажется великим. Тут дело, по всей вероятности, в другом. Просто авторы картины говорят с нами по душам и о Душе.
Хомо развлекающийся у экрана телевизора, забавляющийся хроникой преступлений, наслаждающийся криминальными сериалами, звездными шоу, вдруг почувствовал, что пора подумать о собственной душе, о Боге...
***
...В момент, когда пишутся эти строки, победители чемпионата российского кино по версии «Ника» еще не известны. Я не хочу гадать, кому достанутся заветные статуэтки. Я назову тех, кому бы я их присудил.
Сверим наши вкусы.
Мой выбор
Лучший фильм - «Свободное плавание» (режиссер Борис Хлебников).
Лучшая режиссура - Павел Лунгин («Остров»).
Лучшая сценарная работа - Александр Родионов и Борис Хлебников («Одиночное плавание»).
Лучшая операторская работа - Андрей Найденов («Эйфория»)
Лучшая музыка к фильму - Айдар Гайнуллин («Эйфория»)
Лучшая мужская роль - Петр Мамонов («Остров»)
Лучшая женская роль - Полина Огуреева («Эйфория»)
Лучшая мужская роль второго плана - Андрей Краско («Сволочи»)
Лучшая женская роль второго плана - Инга Оболдина-Стрелкова («Мне не больно»)
Открытие года - Иван Вырыпаев («Эйфория»)
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции