Владимир Мытарев, специально для РИА Новости.
Министр финансов Алексей Кудрин уже трижды докладывал о проекте трехлетнего бюджета страны, прежде чем услышал одобрение главы правительства: на расширенной коллегии своего министерства, вечером того же дня - на бюджетной комиссии правительства и уже потом - перед коллегами по кабинету министров. Трехлетний бюджет не вызвал никаких принципиальных разногласий в правительстве. Строго говоря, все его три доклада не несли чего-то принципиально нового. Еще в прошлом году Алексей Кудрин в своих дебатах с другими министрами, а также в статьях, опубликованных в профессиональных журналах, разъяснил свою позицию по формированию бюджета, его расходованию и о болевых точках российской экономики, побуждающих его поступать именно так.
До последнего момента оставались спорными лишь несколько принципиальных деталей - останется ли Стабфонд в прежнем виде или он будет реформирован, из каких источников пополнять, на какие цели можно будет тратить. После публикации бюджетного послания Президента Владимира Путина почти все вопросы были сняты. Итак, с 2008 года Стабилизационный фонд должен трансформироваться в Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Минфин предлагал объем Резервного фонда записать в Бюджетном кодексе в абсолютном выражении, но все же сошлись, что более реально было бы определить его в процентах к ВВП.
Решено, что 1 февраля 2008 года 10% ВВП, произведенного в 2007 г, перейдут из Стабфонда на счета Резервного фонда. «Остатки» - в Фонд будущих поколений. Предполагается, что Резервный фонд составит 3,067 трлн. рублей, а Фонд будущих поколений - 623 млрд. Кудрин считает, что средства Резервного фонда будут вкладываться в надежные ценные бумаги, а Фонда будущих поколений - в более широкий круг ценных бумаг, в частности, в бумаги корпораций, а в дальнейшем и в недвижимость. В связи с этим доходность Фонда будущих поколений предполагается на уровне 6,5-7%, а Резервного фонда - на уровне 3,5-4%, на уровне инфляции. Для управления средствами будет создано специальное агентство или привлечены частные управляющие компании.
Изменится и формирование фондов. Если сейчас в Стабфонд идут сверхприбыли нефтяников, то, по планам Кудрина, в новый нефтегазовый фонд следовало бы отправлять все поступления нефтегазового сектора: налог на добычу полезных ископаемых и вывозные таможенные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ. Ранее Минфин также настаивал направлять еще и прибыль и дивиденды нефтегазовых компаний с государственным участием, но от этого воздержались. И вообще в окончательном варианте виден компромисс. Все поступления от нефтегазового сектора будут зачисляться на один счет, затем распределяться по трем частям: на трансферт для финансирования текущих расходов бюджета, на пополнение Резервного фонда и на пополнение Фонда будущих поколений. При этом Кудрин подчеркивал, что дело не только в очевидном сопротивлении компаний, но и в том, что «эти доходы в последние годы вели себя непредсказуемо и будут вести себя непредсказуемое в ближайшее время». Предполагается, что нефтегазовые доходы бюджета снизятся с 8,2% ВВП в 2007 году до 5,3% ВВП в 2010-м. К тому же Кудрин считает запланированные в бюджете цены на нефть предельными и даже завышенными. И это дает ему основание считать, что нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2009-2010 гг. может не хватить для пополнения Резервного фонда на уровне 10% ВВП, а средства для формирования Фонда будущих поколений и вовсе поступать не будут.
И здесь, как и много раз до этого, министр напомнил коллегам, что надо строить доходную часть бюджета не только и не столько на валящихся с неба нефтегазовых поступлениях вследствие мировой конъюнктуры, но и за счет других источников. Грубо говоря, неплохо было бы поработать всем, хотел сказать этим Кудрин. Но коллеги не разделили его позицию, и считают, что снижение цен на нефть до $50 за баррель не представляет существенную угрозу для российской экономики. При этом они уверены, что в случае чего, можно будет прибегнуть к использованию Резервного фонда. А пока предусмотрено, что из Фонда в бюджет будет ежегодно уходить определенный трансферт. В 2008 году эти поступления составят - 6,1 процента ВВП, в 2009 - 5,3%, в 2010 - 4,5%, а к 2011 году он сократится до 3,7% ВВП.
Тем не менее, с принципиальной позицией Кудрина согласны все. Так, вице-премьер Александр Жуков отметил, что проект федерального бюджета ориентирован на развитие более быстрыми темпами ненефтегазового сектора экономики. А сам Кудрин назвал новый бюджет бюджетом долгосрочной стабильности и предсказуемости, бюджетом диверсификации. К тому же он добился, что хотя решение об изменении ставок НДС и НДПИ на газ будет принято до внесения проекта федерального бюджета в Госдуму, вопрос о снижении НДС в 2008 году будет отложен, по крайней мере, на год. Кроме того, как и предлагалось, в проекте трехлетнего бюджета ограничен рост госрасходов - это подтверждает предлагаемое с каждым годом снижение нефтегазового трансферта в бюджет.
В целом же проект бюджета выглядит более чем обнадеживающим. Его доходная часть в 2008 году составит 6 673,2 млрд. рублей (19,1% ВВП), а расходы - 6,5 трлн. (18,6% ВВП). В 2009 году доходы повысятся до 7 421,2 млрд. (18,8% ВВП), расходы - 7 361,9 млрд. (те же18,6% ВВП). И в конце планируемого периода доходы 2010 года вырастут до 8 035,2 млрд. рублей (18,1% ВВП), а расходы - 7 998,7 млрд. (18% ВВП). Так что, несмотря на снижение нефтегазового трансферта, бюджет останется бездефицитным. Хотя и прежнего профицита (в прошлом году - 2 трлн. рублей, или 7,5% ВВП) уже не будет. Как отметил Кудрин, на первый план выйдет не наращивание расходов, а эффективное управление выделенными бюджетными средствами. При этом он подчеркнул, что его прижимистость не распространится ни на здравоохранение, ни на другие социальные сферы. Правительство существенно увеличит расходы на выплату пенсий. Если в 2007 году на пенсии будет направлено 1,060 трлн. рублей, то в 2010 году почти вдвое больше - 1, 846 трлн. Минимальный размер оплаты труда к 2011 году будет доведен до величины прожиточного минимума. Уже с 1 сентября нынешнего года величина МРОТ увеличивается до 2300 рублей. В результате общий рост зарплат бюджетников составит 13%. Дальнейшее увеличение зарплат бюджетникам планируется производить следующим образом: с 1 сентября 2008 года - на 7% , с 1 сентября 2009 года - на 6,8% и с 1 января 2010-го - еще на 6,5%. Хотя это и потребует дополнительных ассигнований. В целом расходы на оплату труда бюджетников в трехлетней перспективе вырастут в полтора раза. Будет также повышаться и размер денежного довольствия военнослужащих.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции