В Ростовской области в воздухе над авиагарнизоном Миллерово 21 марта произошло столкновение двух самолетов МиГ-29: в качестве предварительной версии авиакатастрофы рассматривается ошибка в пилотировании.
Обошлось без жертв: поскольку столкновение произошло на большой высоте, пилоты обеих машин успели катапультироваться. Один из них получил незначительную травму лица, когда при отстреле катапульты ударился лицом о приборную панель, выбив при этом несколько зубов. Происшествие случилось в 40 километрах от авиагарнизона - пилоты направили самолеты в безлюдную местность, поэтому разрушений на земле удалось избежать.
Вместе с тем, военная прокуратура Северо-Кавказского военного округа по факту аварии истребителей МиГ-29 возбудила уголовное дело по статье 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним). Эта статья предусматривает до семи лет лишения свободы в случае тяжких последствий.
Справка: МиГ-29 - легкий фронтовой истребитель, создан РСК "МиГ" в начале 80-х годов. Сегодня он является одним из наиболее массовых и совершенных российских истребителей, находится на вооружении в 27 странах мира.
Вооружение МиГ-29 состоит из управляемых ракет "воздух-воздух" Р-27Р1 и Р-73Э, пушки, неуправляемого ракетного и бомбового вооружения. Взлетная масса самолета - 14,9 тонны, максимальная скорость полета - до 2400 километров в час, практический потолок - 18 000 метров, дальность полета - до 2 500 километров, максимальная боевая нагрузка - до 3,5 тонны.
Отмечается, что летчики столкнувшихся машин "имеют довольно солидный опыт полетов, они не новички в этом вопросе".
Как сообщается на Интернет-сайте АвиаПорт со ссылкой на газету "Коммерсант", день 21 марта звенья истребителей авиагарнизона Далматинка, дислоцированного возле поселка Миллерово Ростовской области, поочередно отрабатывали взлет, посадку, передвижение и воздушные бои в составе группы. Гарнизонным руководителям среднего ранга тоже пришлось сесть за штурвалы истребителей, чтобы проверить качество подготовки подчиненных в воздухе; старшие командиры наблюдали за учебными сражениями с земли.
Учения, проводящиеся уже третьи сутки, проходили благополучно до тех пор, пока в небо не поднялось звено МиГ-29 под руководством майора Дмитрия Чиркина и их проверяющий - командир эскадрильи подполковник Федор Ульфанов. Пилоты офицера Чиркина, как свидетельствуют очевидцы, действовали безупречно, но в какой-то момент учебного боя МиГ-29 командира звена случайно задел хвост самолета проверяющего. От удара у одного из них оторвался кусок хвоста, а у другого - крыла, после чего обе машины сорвались в пике.
Как отметил эксперт в комментарии для www.rian.ru, подобные ситуации не являются чем-либо экстраординарным: речь идет об учебном полете, возможны разные ситуации.
Что касается квалификации пилотов - сложно говорить об этом до получения официальных итогов расследования. Кроме того, подобные парные полеты (упражнения на слетанность) являются достаточно сложными элементами.
Тем не менее, как отметил в комментарии для РИА Новости бывший главком ВВС России, маршал авиации Евгений Шапошников: "анализируя авиационные происшествия с МиГ-29, можно сделать предположение, что столкновение могло произойти по ряду причин, в частности из-за неправильного расчета летчиками скорости сближения самолетов, неправильного распределения внимания при выполнении группового полета, потери ведомым ведущего с последующими неправильными действиями при его поиске и выполнение полета на таких интервалах и дистанциях, которым летчики в строевых частях не обучены".
Между тем, по словам специалистов, ситуация в российской авиации вообще и в гражданской, в частности, складывается нерадужная: в первую очередь, опасение вызывает подготовка специалистов. "В середине 90-х авиакомпании нашей страны жировали на излишествах летного и инженерно-технического персонала, который образовался после обвального сокращения пассажиропотока. В 1992 году мы перевозили 140 миллионов пассажиров. А в следующем году - уже 20! Везде стояли очереди невостребованных специалистов. Была совершенно заброшена система подготовки пилотов. Ушли из профессии преподаватели, инструкторы: как проживешь на зарплату в две с половиной - шесть тысяч рублей? Поэтому, когда в России начало расти количество авиаперевозок, отрасль оказалась у разбитого корыта. Каждый год авиации нужны 500 новых спецов, а из стен учебных заведений выходят по 200. Летчиков выпускают из учебки с налетом в среднем в 60 часов. По международным правилам для летчика гражданской авиации эта цифра должна быть не ниже 150 часов", - рассказал в комментарии для газеты "Комсомольская Правда", заслуженный пилот Советского Союза, бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов.
Помимо прочего есть проблема обеспечения безопасности полетов. На данный момент существует Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ, которая занимается военной авиацией, и Государственная служба гражданской авиации Министерства транспорта РФ. Помимо этого, по словам Смирнова, государственное регулирование авиации осуществляют еще четыре структуры: Росавиация, Ространснадзор, Росавианавигация и Межгосударственный авиационный комитет.
Некоторое время назад уже шла речь о создании единой службы безопасности полетов, которая бы контролировала вылеты как гражданских, так и военных самолетов. Тем не менее, "мы к этому еще не готовы", отметил некоторое время назад министр транспорта Игорь Левитин.
Создание такого органа, по его мнению, может быть оправдано только после объединения усилий производителей самолетов в обеспечении безопасности полетов.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников