Так и хочется начать эти заметки со знаменитых слов «Все смешалось в доме Облонских». Но не могу, - классик опередил. А о мешанине и путанице поговорить все же нужно. На это есть весомые основания. И касаются они, как мне представляется, надоевшей всем темы - ПРО, противоракетной обороны. Хотя, наверное, расшифровывать эту аббревиатуру уже и не нужно. Она, что называется, вошла в наш быт и кровь так же плотно, как тот же СПИД, НАТО, ВТО и прочие наиболее популярные информационные капсулы. Хотя, конечно, не все, публикующие свои размышления по поводу ПРО и читающие эти размышления, представляют, о чем все-таки идет речь.
Так и с этими ПРО в Европе, американской и натовской. Кто только по этому поводу не высказывался?! И польские братья-близнецы Качиньские, президент и премьер, и чешский премьер Тополанек, и генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер, и посол США в России Уильям Бернс, и президент Украины Ющенко, премьер Янукович, и начальник агентства ПРО США генерал-лейтенант Генри Оберинг, и российские генералы и политики, журналисты и прочая-прочая... Всех не перечислить. Дошло до того, что некоторые американские генералы заговорили, что вдобавок к своим РЛС в Чехии, Великобритании, Латвии, Норвегии и на Алеутских островах они собираются размещать такие же станции на Украине и на Кавказе, хотя пока и не знают, где точно. А отечественные военачальники выступили в печати с предложениями расположить системы контроля за космическим пространством и ПРО в российских посольствах, что, конечно же, противоречит международным правовым нормам и вынужденно опровергается пресс-службами этих самых военачальников...
Хочешь - не хочешь, а приходится вновь и вновь возвращаться к тому, что было сказано раньше, дополнять его и разъяснять. Может быть, себе самому, может, еще кому-то, кому это еще интересно. То есть продолжать надоевший разговор. А куда от него денешься? Но для начала надо все-таки определиться - о чем собственно идет речь. Для чего попробую использовать свои журналистские, а не, подчеркну, инженерно-технические знания. Такого образования у меня нет.
И начну этот разговор с того, что ничего общего между элементами системы ПРО, которые американцы собираются разместить в Польше и Чехии, и европейской ПРО или ПРО ТВД (театра военных действий, так это называется на языке генералов) НАТО, нет. Одна (американская) предназначена для защиты от стратегических ракет и их боеголовок, летающих на дальностях, превышающих 5500 км. Другая (натовская) - для защиты от тактических, оперативно-тактических и крылатых ракет, а так же ракет меньшей и средней дальности, то есть способных летать на расстояние от 50 до 5500 км. Одни могут действовать за пределами атмосферы, другие - в основном только в атмосфере.
Соединить две системы в одну - большая и пока неразрешимая проблема. Действуют они, как можно заметить, в разных природных средах, да и скорости ракет и их боеголовок очень разные. У боеголовок стратегических они при приближении к адресату - сверхзвуковые и даже гиперзвуковые, доходят до 7 км\сек. У тактических и оперативно-тактических ракет - околозвуковые. У крылатых ракет американского производства, класса «Tomahawk» - дозвуковые. А скорость звука, если кто-то не помнит, 331,4 м\сек. Российские крылатые ракеты, как правило, сверхзвуковые. Бороться с ними Пентагон пока не научился. Но мы не об этом. Надо подчеркнуть другую деталь.
Перехват стратегической ракеты, а именно на такие задачи ориентированы элементы ПРО США, которые они собираются разместить в Польше и Чехии (пока только там) задача сложная, но возможная. СССР сделал это еще в марте 1961 года при помощи ракеты В-1000 на полигоне в Сары-Шагане, американцы решили эту техническую задачу тридцать лет спустя. Да и то с использованием, так называемых, «маячков», которые разместили в головной части атакующей ракеты. Пока успех испытания их противоракет - Ground-Based Interceptor (GBI) равен 50 процентам. То есть в цель попадает только каждая вторая. Но не станем преуменьшать их потенциал развития. Через пять-шесть лет результат может быть много выше, почти 90-95 процентов. Тем не менее, перехватить групповой налет стратегических ракет и их боеголовок без определенной модернизации эта система и тогда будет не в состоянии.
Проблема заключается в том, что разделяющиеся головные части стратегических ракет летят к указанному в их программе адресату, как правило, в облаке ложных целей. Всяких металлических «стружек», «шариков», прочего мусора. Сепарировать, отделить ложные и настоящие боеголовки, нанести удар только по тем головным частям, что представляют реальную угрозу, обычным способом нельзя. Гарантию дает лишь встречный заатмосферный ядерный взрыв. Так, кстати, устроена система ПРО Москвы, А-135. Это давно не секрет.
Правда, американцы умалчивают, что в перспективе на свои GBI они будут устанавливать ядерные боеголовки. На те, что размещены сейчас на Аляске и в Калифорнии, и на те, что собираются ставить в шахты Польши, в другие места. Специалисты знают, что разработка таких боеголовок идет в США полным ходом, хотя этот процесс не афишируется. Время от времени в конгрессе раздаются голоса о необходимости провести ядерные испытания под землей (США, в отличие от нас, не ратифицировали Договор о всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия), но так же тихо и замолкают. Видимо, конструкторы пока не готовы к подобным испытаниям. Будут готовы, мы о них узнаем.
И потому, когда некоторые высокопоставленные американские чиновники рассказывают сказки о том, что «десять противоракет в Польше никому не представляют никакой угрозы, в том числе и России», они, мягко говоря, лукавят. Сегодня и завтра серьезной угрозы действительно нет, но послезавтра она станет реальной. Если все будет так, как идет сейчас. Она будет реальной и для Польши, на которую, не дай Бог, посыпятся продукты полураспада заатмосферного ядерного взрыва. И для нас - тоже. Наша земля от Польши - даже не «два лаптя по карте».
Мне все разговоры о «скромном противоракетном щите от стран-изгоев» вообще напоминают первых переселенцев из Европы, которые выторговали у индейцев остров Манхэттен за какие-то стеклянные бусы. Где те индейцы сегодня (я имею в виду их внуков и праправнуков), мы знаем. А что такое остров Манхэттен и все остальные земли на тысячи миль вокруг - тоже... Больше не буду применять никаких подобных сравнений.
А что касается натовской системы ПРО ТВД, то, надо сказать, в ее создании достаточно активное участие принимали и наши военные. В рамках Совета Россия-НАТО есть группа по совместной работе над проектом европейской ПРО ТВД, в рамках которой наши генералы и полковники провели даже несколько совместных учений. Их было, если мне память не изменяет, целых пять. Последнее в октябре прошлого года. В нынешнем феврале планировалось подвести итоги, прийти к каким-то общим решениям. Тем более, что речь шла о совмещении их и наших систем ПРО ТВД. Не обязательно обменом боевой техники, а сопряжением боевых сигналов, целеуказаний... Чтобы в случае чего, ну, например, летит ракета со стороны Ближнего или Среднего Востока в Европу, мы ее перехватили и сбили или сообщили о ее обнаружении силам НАТО, и те ее собьют где надо. Но подведение итогов этой работы не состоялось. Не по нашей вине.
Брюссель вдруг потерял к ней интерес. Причин, как мне говорили люди, причастные к этой программе, несколько. Сильно давили американцы - они пытались навязать и, как следует из информационных сообщений, уже навязали европейским странам НАТО в качестве основной системы ПРО ТВД свой зенитно-ракетный комплекс «Patriot PAC-2» и его более новую разработку «Patriot PAC-3», что значительно уступает российским ЗРК. К примеру, «Пэтриот» стреляет на дальность 48 км, а российская С-300ПМУ-1, что, к слову, стоит на вооружении члена НАТО Греции, как впрочем, и отечественные «Тор-М1» и «Оса-АКМ», на 120 км. Почувствовали разницу?
Несколько лет назад тогдашний представитель США в НАТО Николас Бернс говорил мне, что Вашингтон никогда не допустит, чтобы место его фирм в Европе заняли русские. США этого и не допускают. В том числе и тем, что не хотят признавать наше право на интеллектуальную собственность, заключенную в отечественных разработках систем ПРО и ПВО. А мы с подобной «несознанкой» тоже согласиться не можем. Не индейцы.
То, что Украина, по словам Виктора Януковича, готова сотрудничать с НАТО в рамках европейской ПРО, никакой проблемы для нас не представляет. Так же, как и мы, Киев участвовал в совместной с Брюсселем программе по ПРО ТВД. Даже провел три подобных совместных учения. Кроме того, у наших братьев-славян есть замечательная радиолокационная станция «Кольчуга», в которой объединены системы обнаружения цели и система наведения на цель. У нас они, эти станции, в системе С-300 разъединены. У них - на одной машине. И если «Кольчуга» вдруг заинтересует натовцев как предмет серийных закупок, в чем есть сомнения, то мы будем радоваться за украинских партнеров. А если только, как штучный товар, для разгадывания конструкторских «изюминок», то...
В конце-концов, это внутреннее дело Украины, что продавать и в каких количествах. У нас с Киевом существует соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Там прописан пункт о консультациях по поставкам оружия и системам обеспечения боя. Но, как показывает практика, срабатывает это обязательство не всегда. Бизнес есть бизнес.
Если кто-то пишет, что украинцы отдадут американцам станции «Днепр» Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в Мукачево и Николаевке, под Севастополем, которые сейчас работают на Россию, на ее противоракетную оборону, и эти СПРН потом будут использованы против Москвы, не верьте ни единому подобному слову. Сделать это технически невозможно. Разворачивать огромные циклопические сооружения на 180 градусов все равно, что развернуть на месте пирамиду Хеопса. Это еще никому не удавалось. Скажу больше - самую большую в мире пирамиду при желании закрутить вокруг оси все же удастся, если выложить на это уйму денег и применить самые последние научно-технические разработки. Хотя возникает вопрос - зачем?
Станцию СПРН дешевле взорвать и на ее месте или рядом построить новую. Как это было сделано в Латвии. Только опять вопрос - зачем? Чтобы досадить русским? По принципу, выколю себе глаз, чтобы у моей тещи был зять кривой? По-моему, Украине выгоднее получать за эксплуатацию этих объектов деньги. По 5-7 млн. долларов год - не Бог весть какая сумма. Но все же лучше, чем ничего.
Итак, что мы имеем в итоге?
Мне думается, мало смысла постоянно реагировать на каждый чих из-за океана, как и на каждое, вызванное этой инфлюэнцией, высказывание в Брюсселе, Варшаве или в Праге. В том числе и по поводу ПРО, как американской, так и натовской. Надо понимать, что осуществить эти свои задумки ребята из Пентагона и из Монса смогут не скоро, не раньше 2011-2015 года. А к тому времени, или ишак сдохнет, или падишах... Не будем нервничать. И пытаться грозить выходом из Договора о РСМД, ДОВСЕ, который и так мертв, перенацеливанием наших стратегических ракет, возобновлением производства аналогов «Пионера», «Оки» и другого «железа». Они только этого и хотят - ввергнуть нас в гонку вооружений, которая закончится так, как она для нас закончилась в советское время. Не дождутся.
Когда Пентагон терпит поражение за поражением в Ираке и в Афганистане. Когда редакционная статья в самой влиятельной газете США «The New-York Times» (4 марта 2007 года) требует восстановления попранных нынешней администрацией конституционных норм. Когда в сенате и к конгрессе не проходит дня, чтобы демократы и даже республиканцы не критиковали внутреннюю и внешнюю политику нынешнего президента, а на улицы Вашингтона выходят многотысячные толпы народа, требующие прекратить войну и вывести войска из Междуречья, нужен какой-то пиар-ход, что «переведет стрелки» на другие, никак не связанные с основными острейшими проблемами, идеи. Вроде размещения третьего позиционного района американской ПРО в Польше и в Чехии. Какой шум пойдет по всему «старому континенту»!
Вот уже и президент Франции выступил против американской ПРО в Европе. И немцы устами своего министра обороны высказывают сомнения в необходимости такого шага. Бунтуют польские и чешские деревни Горско и Трокавец, возле которых собираются строить шахты противоракет и размещать РЛС. И только польские братья-близнецы Качиньские да чешский премьер Тополанек вместе со своими парламентами стоят на своем. Как настоящие демократы, они не собираются прислушиваться к мнению народа и дают добро на строительство этих самоубийственных противоракетных объектов без обещанного референдума. Их поддерживает не кто иной, как генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер, украинский президент Виктор Ющенко, вечный оппозиционер - «оранжевая леди»... Какой великолепный спектакль разворачивается на европейском ТВД?! До Ирака ли тут?
А как здорово сыграл здесь свою роль директор агентства ПРО генерал-лейтенант Генри Оберинг?! Галопом по Европам, всем все объяснил, всем все растолковал, успокоил... Только в Киеве немножко «дал петуха», но с кем это не бывает. Но зато Тбилиси, Ереван и Баку на уши поставил. Каждой из этих стран, имеющих сложные отношения с соседями, только и не хватало, что американской РЛС, направленной то ли в сторону Тегерана, то ли Москвы. Вот и пришлось им устами членов своих правительств оправдываться: мол, никто с нами разговоров о какой-то непонятной радиолокационной станции не вел, не было этого... Не было.
Ну, не было - значит, не было.
А для господина Оберинга могу напомнить старую детскую или студенческую песенку. Звучит она так:
«На Кавказе есть гора,
Самая большая.
Под горой течет Кура,
Мутная такая.
Если на гору залезть,
А потом сорваться,
Очень много шансов есть
С жизнию расстаться»...
Или второй вариант окончания этого куплета:
«Без штанов остаться».
Выбор за теми, кто хочет поиграть на проблеме ПРО. Что той, что этой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции