Санобар Шерматова, член Экспертного совета РИА Новости.
Парламент Узбекистана готовится рассмотреть законопроекты об усилении роли политических партий, внесенные в конце прошлого года президентом Каримовым. Сомнений в том, что документы будут приняты в том виде, в каком были представлены, нет, учитывая степень лояльности законодательной власти главе государства. А потому опубликованные проекты предоставляют возможность заглянуть в политические перспективы этой страны накануне президентских выборов, которые, если следовать букве соответствующего закона, должны пройти в конце нынешнего года.
Вопрос, состоятся ли выборы, или они будут заменены, к примеру, референдумом о продлении полномочий действующего президента, остается открытым. В мае заканчивается срок санкций, введенных Европейским Союзом после трагических событий в Андижане. Германия, председательствующая в ЕС, дала понять, что санкции, возможно, будут сняты или смягчены, в зависимости от поведения Узбекистана.
Продление полномочий главы государства вместо выборов будет расценено на Западе как отход от демократического развития. И Ташкент, скорее всего, не пойдет на объявление референдума, особенно после того, как лидеры Казахстана в 2005 году и Таджикистана в 2006 году прошли через процедуру голосования. Был избран президент Туркмении - в стране, где последний раз эта конституционная норма применялась 16 лет назад. Зная самолюбивый характер лидера Узбекистана, можно не сомневаться: он не захочет оставаться в аутсайдерах.
До последнего времени рассматривался вариант «отхода» Ислама Каримова на «заранее заготовленные позиции», возможно, в руководство верхней палаты парламента. Вариант добровольного ухода Каримова из политики всерьез никто не рассматривает.
Теперь, после опубликования законопроектов об усилении роли политических партий, вариант с Сенатом можно смело отправлять в архив. Переход к парламентско-президентской республике не состоится, по крайней мере, в ближайшее время. Изменения касаются фракций политических партий в нижней палате Законодательного органа, которые могут объявить себя парламентской оппозицией. Они наделяются правом внесения альтернативной редакции проектов законов.
В то же время нынешние полномочия президента сохранены почти в полном объеме. Так, если глава государства назначал премьера с последующим утверждением его законодателями, то, предполагается, он будет обязан сначала проконсультироваться с фракциями. При этом президент имеет право распустить парламент после трехкратного отказа депутатов утвердить внесенную им кандидатуру.
Итак, Узбекистан остается с президентской формой правления. Соответственно, Ислам Каримов сохраняет свой пост. Отказ от продления полномочий через референдум (из-за позиции ЕС) означает, что будут объявлены выборы с участием действующего президента. Тогда возникает вопрос: признают ли внешние партнеры выборы с заранее известным результатом? Но ведь такие же избирательные кампании проходили в соседних странах. В Казахстане выборы сопровождались мощной международной поддержкой кандидата Назарбаева, который, по словам посетившей страну Кондолизы Райс, «поднял Казахстан на лидирующую позицию в регионе».
«Эти выборы могут стать шагом вперед в соблюдении всех международных норм и стандартов, создании демократических институтов и укреплении стабильности государства», - эти слова принадлежат помощнику Райс Ричарду Баучеру и сказаны были о выборах в Таджикистане, где победил бессменный Эмомали Рахмонов. Можно добавить ряд заявлений представителей ЕС о стремлении, несмотря на беспокойство по поводу соблюдения демократических свобод, укреплять отношения с государствами Центральной Азии, поскольку в противном случае рискуют уступить важных энергетических партнеров Китаю и России.
Есть еще аргумент в пользу несменяемости власти в Центральной Азии. Запад опасается дестабилизации (в результате ухода «крепких» лидеров) в регионе, соседствующем с беспокойным Афганистаном. Подобный поворот способен перечеркнуть все вынашиваемые США и ЕС энергетические проекты. Так что у Ислама Каримова, как раньше у его коллег- президентов, есть шанс добиться легитимации своего переизбрания на следующий семилетний срок.
Впрочем, признание Запада будет, скорее всего, обусловлено рядом требований. Евросоюз уже объявил, что вступает с Ташкентом в «критический диалог», что предполагает давление в чувствительных для Узбекистана вопросах, таких, как послабления режима содержания заключенных или преследование правозащитников. И президент встанет перед необходимостью пойти, пусть на косметический, ремонт фасада режима. Речь ведь идет не просто о продлении полномочий. Для Каримова чрезвычайно важно выиграть время, чтобы успеть создать условия для передачи власти. Узбекскому руководителю исполнилось 69 лет, и единственной кандидатурой на роль преемника считается старшая дочь Гульнара, не имеющая опыта работы в правительстве. А кто лучше отца сможет натаскать новичка?
Естественно, реализация подобных планов потребует известной гибкости и умения маневрировать - качества, которыми режим до сих пор не отличался. Вдобавок потребуется участие в международных проектах, в которых заинтересованы западные страны. Так что перспективы власти зависят еще от того, насколько искусно Ташкент сможет лавировать между интересами России и больших игроков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции