Рейтинг@Mail.ru
21 марта - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

21 марта

Читать ria.ru в
- Международный день Земли
- Всемирный день сна
- 1936 - умер Александр Глазунов, композитор, дирижер, народный артист Республики

Международный день Земли

Международный день Земли провозглашен Генеральным секретарем ООН в марте 1971 года с целью объединить людей в деле по защите окружающей среды. Отмечается ежегодно в день весеннего равноденствия. В этот день по традиции звонит Колокол Мира. В этот день люди вспоминают о страшных экологических катастрофах, угрожающих существованию Земли. В России День Земли отмечают с 1998 года; традиционно в этот день проводятся акции, направленные на решение экологических проблем.

Всемирный день сна

Ребенок и буханка хлебаПроводится в рамках проекта Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по проблемам сна и здоровья. По статистическим данным сегодня свыше 10 процентов населения индустриально развитых стран страдает от бессонницы. Из-за увеличения психических и физических нагрузок человек перестал спать столько, сколько нужно его организму для нормального восстановления сил, поэтому у каждого второго взрослого жителя Земли отмечается один или несколько симптомов расстройства сна, а 13 процентов нарушений носят хронический характер. По статистике сомнологического центра Минздрава, почти 45 процентов россиян недовольны своим сном, а 20 процентов населения нуждаются в серьезном лечении нарушений сна. В основном в эти 20 процентов  входят практически все перешагнувшие 50-летний рубеж, а также женщины всех возрастов. Бессонница в первую очередь не дает покоя работающим в сферах юриспруденции и образования, деятелям культуры и искусства. Медики называют плохой сон ступенью к будущим инсультам, инфарктам, гипертонии и другим серьезным заболеваниям. В то же время нормальный сон - один из действенных способов профилактики сердечных и многих других заболеваний. Специалисты утверждают, что недосыпание не только снижает работоспособность, но и приводит к нервным расстройствам.

42 года назад (1965) к Луне запущена американская автоматическая межпланетная станция «Рейнджер-9»

Перед первыми автоматическими межпланетными станциями (АМС), запускаемыми к Луне, ставилась весьма скромная задача: развить достаточно высокую скорость и обеспечить необходимую точность наведения для гарантированного пролета достаточно близко к Луне, чтобы передать максимум информации. Первые три попытки ВВС США запустить к Луне АМС «Пионер» в августе, октябре и ноябре 1958  Спутник Земли Лунагода потерпели неудачу. В конце концов армии США удалось обеспечить пролет космического аппарата на некотором расстоянии от Луны, но это произошло лишь после аналогичного успеха СССР. В 1959 и 1960 годах НАСА предпринимало попытки запуска еще пяти более тяжелых АМС «Пионер» с выступающими панелями солнечных элементов, но все носители «Атлас-Эйбл» потерпели аварии либо при статических огневых испытаниях, либо при запуске, и полезные грузы были потеряны. Пятидесятые годы прошлого века закончились впечатляющими успехами СССР в космосе, оставившими далеко позади все, что было сделано в США. В трех удачных запусках Советским Союзом было послано 1030 килограммов полезного груза на Луну и в окружающее ее пространство, тогда как США удалось запустить лишь один аппарат массой шесть килограммов. В 60-х годах ХХ века НАСА приступило к совершенно новой программе разработки существенно более крупного стандартизированного космического аппарата, способного выполнить детальные исследования Луны и планет. Эта программа, именуемая «Рейнджер», первоначально предусматривала осуществление пяти полетов: двух испытательных и трех эксплуатационных. Когда высадка человека на Луне стала национальной программой, число полетов было увеличено. После реконструкции системы в июле 1964 года был запущен аппарат «Рейнджер-7», полет которого в отличие от предшествующих стал выдающимся успехом: было передано более 4300 высококачественных телевизионных изображений Луны , полученных перед контактом с поверхностью. «Рейнджер-8», запущенный в начале 1965 года, передал свыше семи тысяч изображений лунной поверхности. 21 марта 1965 года к Луне была запущена АМС «Рейнджер-9». 24 марта аппарат врезался в лунную поверхность в кратер Альфонса. За 19 минут до падения началась передача на Землю фотографий поверхности Луны. Было передано 5814 кадров, первый кадр сделан на высоте 2363 км, последний - непосредственно перед падением. На последних кадрах различимы детали поверхности размером до 0,3 метра. Американские телекомпании транслировали полученные изображения в прямом эфире.

182 года назад (1825) родился Александр Федорович МОЖАЙСКИЙ, исследователь и изобретатель в области создания летательных аппаратов, создатель первого отечественного самолета

Русский изобретатель А. Ф. МожайскийАлександр Можайский родился в 1825 году в семье морского офицера. Окончил Морской кадетский корпус и долгие годы служил на флоте, получив звание контр-адмирала. В 1856 году Можайский начинает серьезно исследовать возможность создания летательного аппарата тяжелее воздуха. Александр Федорович изучал строение крыльев птиц, их способность к парящему полету, исследовал работу воздушных винтов, динамику полета и одновременно строил пробные модели летательных аппаратов. Изучив строение и движение крыльев птиц, Можайский приходит к удивительному открытию: «Для возможности парения в воздухе существует некоторое отношение между тяжестью, скоростью и величиной площади... Чем больше скорость движения, тем большую тяжесть может нести эта площадь». Можайский был не единственным исследователем в этой области, однако, в отличие от своих коллег, которые пытались построить аппарат с машущими крыльями, он пробовал создать машины с неподвижным относительно корпуса крылом. Наиболее важный период творческой деятельности А.Ф.Можайского - 1873-1875 годы. В это время он усиленно работал над исследованием воздушных змеев большой грузоподъемности, строил летающие модели самолетов. Он сумел построить летательный аппарат тяжелее воздуха, который мог поднимать на себе человека. Теперь нужно было создать легкий, но мощный двигатель. В решении этой задачи Можайскому помогли проведенные им испытания корабельных гребных винтов. Во второй половине марта 1878 года Можайский завершил составление своего проекта. Его аппарат имел все основные элементы устройства современных самолетов. Длина машины составляла 23,2 метра, размах крыльев - 25 метров, высота - 7,5 метра. Вес - немногим более 900 килограммов. Силовая установка (паровой двигатель) - 30 лошадиных сил. По заявке от 16 июня 1880 года Можайский получил от Департамента торговли и мануфактур 15 ноября 1881 года «привилегию» на свой «воздухоплавательный снаряд» - первый в России патент на летательный аппарат. Выдача документа означала официальное признание первого в нашей стране научно обоснованного проекта самолета. Летом 1882 года самолет был готов и испытан: скатываясь по деревянной наклонной плоскости, он набирал взлетную скорость, отрывался от земли и летел над полем. В лодке, заменявшей фюзеляж, находился механик. Это был первый в мире самолет, на котором человек впервые поднялся в воздух. На одном из испытаний аппарат потерпел крушение, однако Можайский не отчаивался. Не имея средств, он был вынужден продать свои имения в Вологодской губернии и Украине, а также часть личных вещей. Можайский был полон новых замыслов и надежд. Но свершиться им не пришлось - изобретатель скончался 21 марта 1890 года, не успев окончательно реализовать свой проект. Но именно его работы легли в основу дальнейшего самолетостроения во всем мире. С 1950 года имя Можайского носят поселок и железнодорожная станция Дудергоф, близ которых происходило первое в истории человечества испытание самолета. На южной окраине Красного Села под Санкт-Петербургом установлен памятник-бюст А.Ф.Можайскому.

100 лет назад (1907) родилась И.ГРЕКОВА (Елена Сергеевна Вентцель), писательница, доктор технических наук, профессор

Родилась 21 марта 1907 года в Ревеле (ныне Таллин), потом семья переехала в Петербург. Отец преподавал математику, мать - словесность. Урожденная Долгинцева. В 1929 году окончила физико-математический факультет Ленинградского университета. С 1935 года  жила в Москве. Преподавала на факультете вооружения в Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского (1935-1968) и Московском институте инженеров транспорта (1968-1986). О том, как профессор, доктор технических наук Е.С.Вентцель читает лекции, ходили слухи во всех московских математических вузах. Учебник по теории вероятностей, написанный ею, с удовольствием брали не только в научных, но и в публичных библиотеках те, кто желал выиграть в «Спортлото», вычислить существование жизни на других планетах, встретить свою судьбу. Если Елена Сергеевна стала кумиром слушателей среди математиков, то среди литераторов внимание молодежи было обращено на некую И.Грекову, автора романа «Кафедра», повестей «Вдовий пароход», «Дамский мастер», «Скрипка Ротшильда»... . Мало кто знал, что Е.С.Вентцель  и  И.Грекова - одно лицо. И.Грекова - псевдоним, причем не имеющий полного имени, ведь произошел он от слова «игрек». Мужем Елены Сергеевны был ученый Дмитрий Александрович Вентцель - начальник кафедры баллистики Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского, профессор, генерал-майор авиации. О нем в студенческой среде ходило много разных анекдотов, прежде всего как о человеке, которому известно абсолютно все. Говорят,
когда Елена Сергеевна познакомилась с ним, была потрясена его эрудицией и спросила: «Неужели вы все знаете?». А тот совершенно серьезно ей ответил: «Не все, но три четверти знаю». Муж умер в 1955 году. Ему было тогда чуть больше пятидесяти. В 1968 году Е.С.Вентцель пришлось уйти из Военно-воздушной академии имени Жуковского, где она проработала 33 года. Ее повесть из жизни военных «На испытаниях» (1967) высшими чинами была объявлена клеветой на армию. К борьбе с неугодной писательницей подключились и лингвисты, ради чего собрали чрезвычайное совещание в Институте русского языка. Охладить пыл специалистов смог только Корней Чуковский: на совещании прокрутили пленку с записью его защитного слова. Корней Чуковский, отличавшийся особой строгостью в отношении к пишущим дамам, И.Грековой  посвятил статью «К вопросам о «дамской повести». И.Грекова и сама была воплощением идеального писателя: прекрасное владение материалом она сочетала с великолепной филологической эрудицией. Ею восхищались многие профессиональные литераторы, их поражала и эрудиция писательницы, в подлиннике читавшей Пруста и Шекспира, наизусть цитировавшей целые страницы из Гоголя. Умерла Елена Сергеевна 15 апреля 2002 года на 96-м году жизни. Ее прах покоится на кладбище рядом с Донским монастырем.

112 лет назад (1895) родился Леонид Осипович УТЕСОВ (настоящее имя Лазарь Вайсбейн), артист эстрады, народный артист СССР

Леонид УтесовУже в пятнадцать лет прекрасно играл на нескольких музыкальных инструментах, неплохо пел, любил спорт и цирк. За дерзкую выходку его отчислили из коммерческого училища, и в 1911 году он начал свою артистическую карьеру - стал выступать в балагане Бороданова. В 1912 году начинающего артиста пригласил в Одесский комедийно-фарсовый театр Василий Скавронский, который и предложил ему взять псевдоним. Так появился Леонид Утесов. Он работал в театрах миниатюр, выступал как чтец на эстраде, играл в театрах оперетты различных провинциальных городов. Пережив на Украине гражданскую войну, Леонид Утесов перебрался с семьей сначала в Москву , а потом и в Петроград, где играл в Свободном театре. В 1923 году вышел первый фильм с участием Леонида Утесова - «Торговый дом «Антанта и К», но прославился он ролью Кости Потехина в музыкальном фильме Григория Александрова «Веселые ребята». Лента вышла на экраны страны в 1934 году и сразу полюбилась зрителям. В 1929 году Утесов организовал и возглавил театрализованный джаз («Теа-джаз»), позже ставший Государственным эстрадным оркестром РСФСР. Уже первое выступление этого коллектива имело шумный успех, а вскоре «Теа-джаз» приобрел огромную популярность. В годы Великой Отечественной войны Леонид Утесов вместе со своим оркестром много выступал на фронте, на собранные ими средства были построены три самолета, переданные в боевые части ВВС, а песня «Мишка-одессит» в исполнении артиста была одной из популярных на фронте. После войны Леонид Утесов продолжал концертную деятельность, но в кино почти не снимался. Умер артист 9 марта 1982 года в Москве.

71 год назад (1936) умер Александр Константинович ГЛАЗУНОВ, композитор, дирижер, музыкальный общественный деятель, народный артист Республики

Композитор Александр ГлазуновАлександр Глазунов родился 10 августа 1865 года. Учился композиции у Н.А.Римского-Корсакова. В 16-летнем возрасте написал 1-ю симфонию. Творческий облик Глазунова сложился в общении с М.А.Балакиревым, А.П.Бородиным, П.И.Чайковским, С.И.Танеевым. Глазунов был одним из участников Беляевского кружка. С 1888 года выступал как дирижер в России и за рубежом, пропагандируя главным образом произведения русских композиторов. С 1899 года - профессор Петербургской консерватории. В 1905 году в знак протеста против реакционных действий дирекции ушел из консерватории, куда вернулся после частичного удовлетворения требований прогрессивной профессуры и студенчества. С конца 1905 года - директор консерватории. После революции 1917 года активно участвовал в строительстве культуры, перестройке музыкального образования, вел общественную музыкально-просветительскую работу. С 1917 года - ректор Петроградской консерватории . С 1928 года жил за границей. Умер 21 марта 1936 года в Париже (в 1972 году прах Глазунова перевезен в Ленинград). Почетный вице-президент Русского симфонического общества в Великобритании (1906), почетный доктор Кембриджского и Оксфордского университетов (1907), почетный член Национальной академии «Санта-Чечилия» (1914), член Музыкальной академии в Стокгольме (1929). Александр Глазунов - один из крупнейших русских композиторов конца XIX - начала XX века. Продолжатель традиций «Могучей кучки» и Чайковского, он соединил в творчестве лирико-эпическую и лирико-драматическую ветви русской музыки. В творческом наследии Глазунова одно из основных мест принадлежит симфонической музыке разных жанров. В ней нашли отражение героические образы русского эпоса, картины родной природы, русская действительность, песенность славянских и восточных народов. Произведения Глазунова отличаются полным и ясным звучанием оркестра, широким использованием полифонической техники (применял одновременное звучание различных тем, сочетание имитационного и вариационного развития). Существен вклад Глазунова в камерно-инструментальную музыку, а также в балетный жанр («Раймонда», 1897). Следуя традициям Чайковского, Глазунов углубил роль музыки в балете, обогатив ее содержание. Глазунову принадлежат обработки русских, чешских, греческих гимнов и песен. К числу лучших произведений Глазунова принадлежит и концерт для скрипки с оркестром (1904).

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала