Организация крупнейших экспортеров газа возможно будет учреждена в столице Катара городе Дохе уже 9 апреля этого года. На минувшей неделе ведущие газодобывающие страны достигли окончательной договоренности о создании так называемой "газовой ОПЕК", сообщает "Коммерсант". Ее учредителями могут выступить Россия, Иран, Катар, Венесуэла и Алжир.
На прошлой неделе президент Алжира Абдельазиз Бутефлика заявил, что "газовая ОПЕК" - интересная идея и лично он поддерживает создание подобной организации.
Вскоре о своей позиции объявило маленькое государство в Карибском море Тринидад и Тобаго - достойный игрок на мировом газовом рынке. Эта страна также заявила о намерении принять участие в готовящихся переговорах об учреждении всемирного газового картеля.
Министр энергетики и нефти Венесуэлы Рафаэль Рамирес также высказался, что Каракас "поддерживает идею "газовой ОПЕК", которая дополнит ОПЕК, что станет прекрасным механизмом для регулирования двух главных элементов энергетического рынка".
9 апреля в столице Катара, Дохе, состоится Форум стран-экспортеров газа (ГСЕФ). Эта организация, созданная в 2001 году, объединяет страны, контролирующие более 70% мировых запасов газа. От России вместе с главой "Газпрома" Алексеем Миллером на заседании будет присутствовать руководитель Минромэнерго Виктор Христенко.
На Западе перспективы консолидирования производителей газа воспринимают крайне раздражительно. В случае объединения всех ведущих поставщиков газа в Европу в рамках картеля, ЕС окажется в крайне уязвимом положении. Особенно учитывая, что в последнее время Брюссель рассматривал Алжир и Тринидад и Тобаго в качестве альтернативных поставщиков, которые должны снизить энергозависимость ЕС от России. Топ-менеджеры "Газпрома" не скрывают, что стратегической целью для российской газовой монополии является "дойти до каждой газовой колонки в Германии" и остальных европейских странах.
С коммерческой точки зрения это оправдано тем, что продажа конечному потребителю позволит "Газпрому" получать не $290 за тысячу кубометров, а $400-500 за тот же объем. Если "Газпром" реализует свои планы, он сразу окажется в более привилегированном положении, чем, скажем, европейские гиганты E.On и Gas de France, добыча которых кратно меньше их объемов продаж. И если добывающие компании России и Алжира договорятся между собой о ценовом демпинге, то в условиях либерализации рынка газа западноевропейские трейдеры окажутся на обочине бизнеса. Такая перспектива является для Европы самой страшной, поэтому она насколько возможно сопротивляется экспансии "Газпрома".
В настоящее время из крупных продавцов топлива противником картеля выступает Норвегия. Как подчеркнул министр нефтяной промышленности и энергетики королевства Одд Рогер Эноксен, его страна не намерена участвовать в каких-либо формах картелей.
Свою позицию по вопросу вхождения в картель еще не озвучили центрально-азиатские республики, такие как Казахстан и Туркменистан. Именно в этом регионе европейцы намерены искать замену российскому газу. Правда, при этом стоит помнить о том, что трубопроводы из этих республик проходят через территорию России. Не горят желанием входить в картель и Канада с Нидерландами.
Пока открыто ослабить позиции Москвы в Европе пытаются только США. 16 марта помощник американского госсекретаря Дэниэл Фрид (Daniel Fried) заявил о том, что Соединенные Штаты собираются создать альтернативу российскому "Газпрому" для европейских потребителей. Ставка при этом делается на увеличение добычи топлива Азербайджаном. Однако этот проект может столкнуться с трудностями на практике. К тому же повысить производство газа Баку будет способен не ранее 2012-2014 года.
Некоторые аналитики полагают, что то, чего так опасаются европейцы и американцы, фактически уже произошло. Так, "Газпром" сейчас входит в газораспределительный рынок таких стран, как Италия, Франция и Чехия. А голубое топливо со Штокмановского месторождения позволит ему контролировать страны Скандинавии.
Вместе с тем ряд экспертов считает, что подписание в Дохе договора может носить скорее декларативный характер, и будет являться не более чем угрозой на бумаге, так как по факту газовые контракты подписываются на десятилетия, в то время как цена нефти определяется ценой на бирже.
Некоторые эксперты сомневаются в целесообразности создания газовой ОПЕК и участия России в такой организации. Президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев обращает внимание на различия мирового нефтяного и газового рынков: "ОПЕК ставит своей задачей поддержание определенного уровня цен для своих производителей: следит за спросом и предложением и ограничивает предложение, когда это необходимо. Газовый рынок устроен совершенно иначе: в Европе он определяется долгосрочными контрактами, в Северной Америке - похожий спотовый рынок. И если в нефти иногда бывает избыток мощностей, возникает проблема избытка нефти и цены падают, с газом этого никогда не происходило. Но в будущем разные могут возникнуть ситуации, поэтому взаимопонимание между газовыми производителями и информационный обмен - вещь полезная".
России было бы более выгодно не вступать в газовую ОПЕК, а создать собственную газовую биржу, считает президент Союза нефтегазопроизводителей Геннадий Шмаль: "Создание газовой ОПЕК мало что может дать. Например, хотя на долю нефтяной ОПЕК приходится сегодня более 40 процентов добычи всей нефти в мире, существенного влияния ни на ценовую политику, ни на другие вопросы она не оказывает".
Разговоры о возможном создании подобного объединения ходили давно. Еще в конце апреля 2005 года соответствующая информация обсуждалась участниками Форума стран-экспортеров газа, состоявшегося в столице карибского государства Тринидад и Тобаго Порт-оф-Спейне.
Тогда на конференцию съехались представители почти пятнадцати государств. Своей целью они провозгласили установление справедливых цен на добываемое ими топливо. Делегаты договорились создать координационный центр в Катаре. При этом многие участники форума высказывались в том ключе, что в конце концов они объединятся в организацию, подобную ОПЕК.
Тем не менее, Россия последовательно отвергала все спекуляции на подобные темы. В ноябре 2006 года достоянием гласности стал доклад экономических экспертов НАТО о намерении Москвы создать международный газовый картель. По мнению экспертов организации, России это было необходимо для оказания политического давления на государства Европы.
В ответ в Кремле напомнили о высказываниях министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который назвал идею создания подобной организации "конфронтационной" и заявил, что Москва не вынашивает подобных планов.
Между тем, 28 января 2007 года Иран, обладающий вторыми по объему запасами газа в мире после России, напрямую предложил Москве создать картель производителей природного топлива. Идея была озвучена духовным лидером и руководителем Исламской Республики аятоллой Али Хаменеи на встрече с секретарем Совета Безопасности РФ Игорем Ивановым.
Уже в феврале 2007 года во время визита в Катар, который является третьим по величине экспортером газа, президент России Владимир Путин заявил, что государства будут координировать действия в газовой сфере вне зависимости от создания "газовой ОПЕК".
Тогда же глава российского государства заявил, что Москва не отказалась от идеи основания международного картеля продавцов природного топлива. Детально обсудить конкретные шаги по координации действий было решено на Форуме стран-экспортеров газа в Дохе 9 апреля 2007 года.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников