Виктор Литовкин, военный обозреватель РИА Новости.
Заявление первого вице-премьера правительства России Сергея Иванова, сделанное им на последнем заседании военно-промышленной комиссии, могло бы стать сенсацией. Но, тем не менее, сенсацией не стало. Дело в том, что сказал он то, что все знают, а именно: «Ряд восточноевропейских стран продолжают заниматься интеллектуальным пиратством и незаконно используют, прежде всего, советские лицензии, несмотря на многочисленные предложения Российской Федерации урегулировать этот вопрос. От некоторых стран мы до сих пор не получили вразумительного ответа на наши предложения».
Единственное, что стало новостью в этом заявлении, что прозвучало оно из уст чиновника столь высокого уровня, как Сергей Иванов, перед объективами телекамер. А контрафактную продукцию российского оборонно-промышленного комплекса можно встретить не только в странах Восточной Европы, недавно вступивших в Североатлантический альянс, но и на оружейных рынках, на международных выставках оружия и боевой техники. Причем, демонстрируется оно там предельно открыто, не опасаясь никаких международных санкций за, скажем так, ворованную интеллектуальную собственность. Не стыдятся пираты даже каких-то моральных упреков.
Вот и на недавней выставке Africa Aerospace and Defense-2006 ряд восточноевропейских фирм, и не только восточноевропейских, представили российские разработки под своими торговыми марками. И без каких бы то ни было ссылок на Россию. В частности, так поступила, как сообщают информационные агентства, польская группа компаний «Бумар». Их зенитный комплекс ЗУ-23 один к одному совпадает с российским. Единственное, что изменили поляки, к двум пушечным стволам добавили две пусковые установки переносного зенитно-ракетного комплекса «Игла». Кстати, тоже российского производства. Никакой лицензии на подобную «модернизацию», а тем более на поставки этой техники за рубеж поляки у российских компаний, создателей ЗУ-23 и ПЗРК «Игла», не спрашивали.
Так обстоят дела и с российским танком Т-72, который выпускают польские оборонные предприятия, с танковыми мостоукладчиками, с инженерными машинами разграждения, с гранатометами... Про автомат «Калашникова» и говорить не приходится. Ссылка на контрафактные «Калаши» уже навязла в зубах, но результатов никаких.
Некоторые страны НАТО с удовольствием и неподдельным рвением предъявляют претензии России по поводу контрафактной музыкальной и видеопродукции, которая продается на ее полулегальных рынках. А то, что члены этой организации совершенно открыто продают на мировых рынках не достаточно «безобидный рок», списанный из Интернета, а вполне эффективное и грозное оружие, предпочитают не замечать.
Болгария, например, поставила Грузии четыре штурмовика Су-25, обещала продать еще пять таких же боевых самолетов. Кроме того, отправила Тбилиси по демпинговым ценам несколько партий противотанковых и противовоздушных средств на общую сумму в 10 млн. долларов. В компании «Сухой», которая является владельцем интеллектуального права на штурмовики Су-25, не собираются ставить вопрос о передаче третьей стране старых, еще советских боевых самолетов, но ее очень тревожит предложение Софии третьим странам модернизировать эту технику. Без авторского надзора подобная работа будет противоправной. Но более того, использование при модернизации авиатехники «чужих» комплектующих, как не раз уже бывало, приводит к авариям и катастрофам, а имиджевые потери от пиратской продукции, как ни странно, понесет фирма-создатель боевой техники. Что тоже недопустимо.
Россия, и тут Сергей Иванов абсолютно прав, не раз ставила вопрос перед странами бывшего Варшавского Договора, ныне полноправными членами НАТО, которые когда-то получали советскую технику и право на ее производство по лицензиям, что уже давно исчерпали срок своего действия, о необходимости заключить новые соглашения. Такое предложение было сделано и Брюсселю. Москва гарантировала при этом свой авторский надзор, поставку комплектующих и запасных частей, совместный выход на международные рынки, возможность последующей модернизации и гарантийного обслуживания. Но ни Болгария, ни Польша, ни Румыния, ни их партнеры по Североатлантическому альянсу не прислушиваются к этим словам. И даже не реагируют на обещание привлечь интеллектуальных пиратов к международному суду.
Может быть, потому, что российские производители оружия, и это тоже проблема, так до сих пор и не осуществили своих угроз. Плохо помогает им в этом и МИД, а также правительство РФ. Одно дело ставить вопросы, другое - добиваться их выполнения. И тут нужно, видимо, брать пример с США. Вашингтон не гнушается применять санкции к тем странам и компаниям, которые нарушают интеллектуальное право американских фирм, не стесняется подавать на них в суд и добиваться прекращения выпуска контрафактной продукции. Начиная с музыкальных записей и заканчивая программами для Windows. А в России даже создано Федеральное агентство по защите интеллектуальных прав. Но, увы, не видно, чтобы оно активно и, главное, результативно боролось с производителями контрафактной продукции. Как дома, так и за рубежом.
А пока этого не будет, нашим высокопоставленным чиновникам только и придется, что разводить руками - мы опять не получаем вразумительного ответа на наши предложения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции