Рейтинг@Mail.ru
ОПЕК ищет новые механизмы поддержания цен - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ОПЕК ищет новые механизмы поддержания цен

Читать ria.ru в
Дзен
Картель больше не боится падения нефтяных цен. Об этом свидетельствует решение, принятое 15 марта на саммите ОПЕК в Вене. Действующие квоты на добычу нефти оставлены без изменений - 25,8 млн. баррелей в сутки. Нефтяной картель доволен нынешними ценами на уровне около $60 за баррель, и не намерен принимать никаких серьезных мер для их сохранения: спрос на нефть в мире продолжает оставаться высоким.

Игорь Томберг, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН, для РИА Новости.

Картель больше не боится падения нефтяных цен. Об этом свидетельствует решение, принятое 15 марта на саммите ОПЕК в Вене.  Действующие квоты на добычу нефти оставлены без изменений - 25,8 млн. баррелей в сутки. Нефтяной картель доволен нынешними ценами на уровне около $60 за баррель, и не намерен принимать никаких серьезных мер для их сохранения: спрос на нефть в мире продолжает оставаться высоким.

Во всяком случае, будущее внушает членам картеля оптимизм. Согласно опубликованному аналитическому докладу ОПЕК, несмотря на замедление темпов экономического роста (прогноз роста мирового ВВП в 2007 году 4,6% против 5,3% в 2006-м), мировой спрос на нефть в 2007 году вырастет на 1,5% или на 1,3 млн. баррелей в день (это на 0,1% выше предыдущего прогноза). Спрос со стороны развивающихся стран уже в первом квартале 2007 года вырос более чем на 500 тыс. баррелей в день.

 О необходимости сокращать добычу в ОПЕК говорили, начиная с сентября прошлого года. После рекордного роста цен в августе - до $78 за баррель - в сентябре-октябре нефть подешевела более чем на $20 за баррель, что вызвало панику среди некоторых членов картеля. С сентября 2006 г добыча ОПЕК, находившаяся на уровне около 28 млн. баррелей в день, была урезана на 1,7 млн. баррелей. Последнее сокращение на 500 тыс. баррелей в сутки вступило в силу с 1 февраля нынешнего года.  В результате к началу марта стоимость барреля перевалила за $60 долл., чего, собственно, и добивалась ОПЕК.

Надо заметить, что страны ОПЕК обычно крайне неохотно идут на сокращение добычи, прежде всего, по бюджетным соображениям. Отсюда и низкая эффективность коллегиальных решений картеля о сокращении добычи. По данным IEA, несмотря на заявленное сокращение квот на 1,7 млн. баррелей, реально добыча ОПЕК снизилась лишь на 1 млн. баррелей в день. Здесь мог бы помочь возврат к системе «жестких» квот на добычу (в декабре 2006 г. на саммите в Нигерии ОПЕК поддержала «мягкие» квоты - снижение добычи нефти по усмотрению стран-экспортеров).

График ОПЕКПоследнее решение ОПЕК можно расценить, как нежелание вступать в конфликтное поле сокращений добычи,  когда, по выражению министра нефти Саудовской Аравии Али Наими, «рынки чувствуют себя комфортно». С другой стороны, картель все чаще признает ограниченность собственных возможностей влиять на волатильность мировых нефтяных цен. И, тем более, на курс доллара. Президент ОПЕК Мохаммед Аль Хамли отметил, что зависимость от стоимости доллара слишком велика, поскольку это - основная валюта нефтяного рынка.  Собственно, наблюдения последних десятилетий показывают абсолютное отсутствие линейной зависимости ОПЕКовских сокращений и уровня нефтяных цен (см. график).[1]

Не стоит забывать также, что нефть перестала быть просто товаром, и рынок реальной нефти превратился в глобальный рынок нефтяных ценных бумаг (гарантии поставок, «фьючерсы»). Ими торгуют, в них вкладывают накопления пенсионеров: западные пенсионные фонды - это вообще почти половина всей мировой торговли нефтяными ценными бумагами. В результате, по минимальным оценкам экспертов, спекулятивная составляющая в сегодняшней стоимости барреля - $10-15.

Нельзя сказать, что ОПЕК пассивно следит за ослаблением собственной позиции в нефтяном ценообразовании. Организация ищет новые пути и механизмы усиления влияния нефтедобывающих стран на рынок нефти. Свое нынешнее нежелание сокращать добычу организация пытается компенсировать обещанием нарастить переработку углеводородов. По словам президента картеля, суммарные инвестиции стран - членов картеля в нефтеперерабатывающие проекты уже достигли $100 млрд. Это может оказаться более действенной стратегией, чем квоты на добычу. В реальности в мире нет дефицита сырой нефти, существует нехватка продуктов ее переработки. Наращивание перерабатывающих мощностей позволит достичь приемлемого для добывающих стран ценового уровня не за счет сокращения предложения, а за счет увеличение спроса.

Справедливости ради, стоит отметить, что ослабление позиций ОПЕК в долгосрочной перспективе весьма относительно. Несмотря на отсутствие дисциплины, многие из стран-участниц картеля все же могут за достаточно короткое время законсервировать свои нефтяные шахты и действительно помешать падению цен. По оценкам Международного энергетического агентства, в ближайшие 10-15 лет большинство вновь введенных месторождений будет принадлежать именно странам картеля, а доля ОПЕК в добыче вырастет с нынешних 40% до 50% и более.

Не стоит забывать и о значительных объемах добычи нефти государствами, не входящими в ОПЕК. От способности картеля согласовывать интересы с этой группой стран во многом зависит не только реальный объем поступающей на рынок нефти, но и «психологическое здоровье» рынка, где уровень цен часто определяется содержанием новостных сообщений.

В данной ситуации ОПЕК и Россия неразрывно связаны одной общей целью - стабилизировать цены на углеводородное сырье на мировом рынке. Неприемлемо высокие цены не выгодны никому. Они подрывают устойчивость мировой экономики. И в конечном итоге скажутся отрицательно и на производителях.

Российская экономика страдает от высоких нефтяных цен не меньше, чем экономики государств-импортеров нефти. Высокий уровень цен на российскую нефть привел к серьезному притоку в Россию иностранной валюты и увеличению издержек при производстве отечественных товаров с большей добавленной стоимостью. В то же время резкое падение нефтяных цен также существенно осложнит экономическую ситуацию в России.

Ясно, что в общих интересах и России, и ОПЕК, поддержать цены на нефть в заранее оговоренных пределах. С одной стороны, цены на нефть должны покрывать производственные затраты и основные риски производителей. С другой стороны, цены не должны оказывать отрицательного влияния на развитие мировой экономики и, в частности, должны позволять осуществление инвестиций в развитие нефтяной промышленности. Решить эти проблемы можно только объединенными усилиями стран-членов ОПЕК и независимых производителей


[1] «Эксперт» №5(546) / 5 февраля 2007

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции  

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала