Анатолий Королев, обозреватель РИА Новости.
Валентин Распутин - 15 марта ему исполнилось 70 лет! - стал классиком русской литературы еще сравнительно молодым человеком. Такой ранний успех, выпадал до него только, пожалуй, одному Льву Толстому да Михаилу Булгакову. Между тем последний знаменитый текст Распутина "Пожар" был опубликован еще в 1985 году, после чего - вот уже 20 лет - знаменитый писатель практически не написал ни одной новой книги (за одним исключением). Между тем редкие публикации говорят, что талант Распутина нисколько не оскудел, тогда вопрос: что скрывается за этим молчанием?
Валентин Распутин родился в Сибири, в глухом поселке Усть-Уда, а его детство прошло в деревне Аталанка, которая впоследствии попала в зону затопления, когда после строительства Братской ГЭС возникло огромное искусственное водохранилище. Поначалу его судьба не обещала ничего замечательного - окончив филологический факультет в Иркутске, Распутин занялся рутинной журналистикой. В советское время не было ничего скучнее провинциальных газет и телевидения, которые полностью контролировались партийными чиновниками. Выходом для молодой души стала проза. Распутин решил попробовать себя в литературе, где идеологический контроль был слабее, чем в журналистике. Проза молодого рассказчика была настолько совершенна, что московский писатель Владимир Чивилихин, позвонил из Сибири в редакцию влиятельной столичной газеты "Комсомольская правда" и по телефону (!) продиктовал рассказ дебютанта "Ветер ищет тебя". И рассказ был опубликован. Это случилось осенью 1965 года. А уже через два года повесть Распутина "Деньги для Марии" сделала имя сибирского новичка известным всей читающей России.
Каждая следующая публикация только укрепляла славу писателя: "Последний срок" (1970), "Верх вниз по течению", "Уроки французского" (1972) и, наконец, повесть "Живи и помни" (1974) за которую Распутин получил Государственную премию СССР. Ему только-только исполнилось 40 лет, по советским меркам писатель был неприлично молод, и все же судьба короновала Распутина.
Между тем, все, что он писал, было с точки зрения тогдашней идеологии спорным. Например, в повести "Живи и помни" Распутин сочувственно поведал о судьбе дезертира Андрея Гуськова, который бежал с линии фронта домой, и скрывался у любимой Настены в самый разгар Великой Отечественной войны с фашисткой Германией.
Для России с ее культом армии и воинской чести нет более отвратительной темы, чем судьба дезертира! Когда повесть Распутина была впервые напечатана в журнале "Наш современник" тогдашний начальник Главного политического управления Советской армии и Военного морского флота генерал А. Епишев издал директиву о запрете подписки военных библиотек на этот крамольный журнал.
В народе отношение к дезертирам было таким же безжалостным. Известны случаи, когда деды отцы и матери собственноручно убивали бежавших с фронта внуков и сыновей.
И все же Распутин пошел против течения. Его героиня Настена нашла в себе силы понять и простить беглеца, а книга завоевала огромную популярность среди читателей.
Для истории России это был запоминающийся урок гуманизма. И писатель настойчиво продолжил такие нравственные уроки. В повести "Прощание с Матерой" (1976) Распутин рассказал о судьбе островной сибирской деревни, которая уходила под воду после разлива Братского моря. В этой пронзительной истории, где крестьяне разбирают (или бросают) свои дома и выкапывают гробы отцов из земли (или забывают могилы), Распутин показал гибель русской патриархальной деревни. Гибель православного народа, брошенного в пучину антинародного коммунистического эксперимента, под колеса технологического прогресса.
Тут случилась первая долгая пауза в его творчестве.
Распутин молчал почти 10 лет и, наконец, опубликовал страшную повесть "Пожар" (1985). Это даже не повесть, а очерк, где Распутин скрупулезно описывает, как горит в сибирском селе сельский склад и как народ, вместо того чтобы тушить пламя, растаскивает горящее добро по домам. Этот акт массового мародерства, озлобления, взаимной ненависти, драки из-за поживы представили читателям совсем не тот благостный образ народа-богоносца, какой Распутин описывал прежде.
На мой взгляд, именно в этой точке гнева и разочарования, и остановил Распутин свое перо. Другой сибиряк, писатель Виктор Астафьев не остановился. Он тоже был из группы писателей-почвенников, В своих последних произведениях он - бывший солдат - послал смертельные проклятья даже фронтовикам, которые были сначала прокляты Богом и потому убиты.
Распутин не захотел идти путем отрицания, а сил для горячей любви в своем сердце, возможно, найти не сумел. На эту драму духа наслоились отчаянные обстоятельства личной жизни. В 1980 году его жестоко избили местные хулиганы, хотели якобы снять импортные джинсы. Травмы сказались на творческой силе писателя. В эти же годы он принял православие и крестился. Тогда же Распутин включился в борьбу за чистоту озера Байкал и стал духовным лидером сибирских экологов. Он явно выбрал путь гражданского служения обществу, а вершиной его карьеры стали годы Горбачева - Распутин вошел в президентский Совет, переехал в Москву, а в дни августовского путча подписал коллективное письмо "Слово к народу" (демократическая пресса сочла это письмо идеологической программой путча). Вместе с падением Горбачева рухнули иллюзии писателя о том, что в союзе с властью можно добиться возрождения русской души. Писатель вернулся жить в Иркутск. (В прошлом году, в авиакатастрофе, в июле, погибла его единственная дочь Мария, певчая хора Сретенского монастыря. На беду, она летела к отцу, в Иркутск).
Позднее Распутин говорил о тех годах перестройки с болью и разочарованием: "Мое хождение во власть ничем не кончилось. Оно было совершенно напрасным" (Это признание можно прочесть в книге критика В. Огрызко "Кто сегодня делает литературу в России" 2006. стр. 233).
Только недавно Распутин вновь стал писать новые повести "Изба", "Дочь Ивана, мать Ивана", но как переменились его герои! Если раньше женщины в романах Распутина излучали смирение, то сегодня героини, столкнувшись со злом, готовы мстить и мстить...
Распутин по-прежнему стоит на распутье, как стоит в былинах древний русский богатырь перед заветным камнем, на котором выбито: прямо поедешь убиту быть, направо пойдешь, смерть найдешь, налево поедешь - коня потеряешь. Стоит и медлит трогаться в путь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции