Полная горечи и отчаяния фраза подзабытого ныне Юрия Федоровича Карякина, произнесенная в прямом эфире в тот день, когда в 1993 году ЛДПР пробилась в Думу: «Россия, ты одурела?», по итогам нынешних региональных выборов трансформируется в другой вопрос: «Россия, ты полевела?». Речь даже не только и не столько о широком распространении социал-популистских лозунгов и быстром электоральном росте «Справедливой России», а о явном успехе коммунистов и даже расширении базы их поддержки.
КПРФ заняла второе место в семи регионах, да вообще, если считать среднюю температуру по больнице, завоевала «серебро». А ведь еще недавно казалось, что биологический ресурс партии, которая не смогла омолодиться и реформироваться, вычерпан, и ее ждет тихое умирание. Партия и в самом деле не изменилась практически ни в чем и даже не сдвинулась толком в сторону социал-демократии. Ее ядерный электорат действительно очень старый. Но, как выяснилось, база поддержки коммунистов пополнялась за счет тех, кто просто недоволен положением дел в стране. Возможно даже, что это не слишком явно идеологически окрашенное недовольство, а просто бесцветное протестное настроение. На фоне недостаточного доверия к карликовым партиям и движениям, в том числе к «патриотам», социал-демократам и «право-левой» оппозиции, КПРФ остается узнаваемым, привычным брендом, с которым граждане страны не устают связывать свои раздумья протестного свойства. По этой причине электорат компартии пополняется новыми сторонниками. И, по большому счету, никакие мелкие партии-спойлеры зюгановцам не страшны.
Популярность КПРФ в условиях путинской «стабильности» - абсолютно новое и неожиданное политическое явление. Свежая социология Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) только подтверждает тренд. 37% опрошенных относятся к КПРФ положительно (против 32% относящихся отрицательно). Треть россиян заявляют, что цели коммунистов соответствуют интересам таких людей, как они. Каждый четвертый опрошенный допускает для себя возможность проголосовать за коммунистов. Готовы поменять свои предпочтения в пользу коммунистов 39% из числа сторонников «Справедливой России», 22% симпатизантов ЛДПР, 19% приверженцев «Единой России». Да и вообще, немалое число респондентов полагают, что КПРФ поддерживает политику Путина: частично - 47%, полностью - 8%. Так что неожиданным образом положение коммунистов как «системных оппозиционеров» оказалось плюсом в глазах избирателей. Плюсом, о котором идеологи КПРФ вряд ли сами догадывались и от которого открещиваются изо всех сил по сию пору, называя себя «реальной оппозицией».
Успеху КПРФ способствовало не только отсутствие на политическом поле оппозиционных идеологических партий (если не считать СПС). И не только явная «недостача» партий с твердым мировоззрением (ни у «Единой России», ни у «Справедливой» ясно сформулированной идеологии нет). Успех коммунистов - это следствие некоторых свойств российской экономики. И соответствующей им социальной структуры общества. Сырьевая зависимость экономической системы, в силу вмешательства государства и коррупции несправедливо распределяющей национальное богатство, сформировало общество с очень небольшой прослойкой среднего класса. И чрезмерной дифференциацией в доходах самых бедных и самых богатых. Россия, так сказать, страна контрастов. Отсюда и популярность партии, чье название ассоциируется в сознании большинства с одним из этих контрастов - бедностью.
Более или менее адаптированные голосуют за партии власти, благо теперь у нас их две. Богатые делают это просто «по должности» - положение обязывает. Бедные и неадаптированные, симпатизируя отчасти «право-левой» оппозиции, отчасти стираемому с политической карты России «Яблоку», видят только одну реальную силу, которая «за бедных» - КПРФ.
Это еще в прошлые выборы ЛДПР шла под лозунгом «Мы за бедных, мы за русских!». (Тогда еще шутили по поводу того, что СПС должен был бы пойти на выборы под слоганом: «Мы за евреев, мы за богатых!») Но на самом деле при том, что социальные «речевки», несмотря на популярность национализма и изоляционизма, действительно актуальнее шовинистических, КПРФ остается едва ли не главной силой, которая притягивает голоса абстрактно левого и абстрактно протестного электората. Красное знамя, изрядно потрепанное, но не побежденное, остается заслуженным брендом, который никогда не устаревает. Как «Кока-Кола».
Сколько бы ни играли технологи партии власти в какого-нибудь Че Гевару, все равно всем видно, что это - милая шутка. Большинству же, с учетом масштаба коэффициента Джини, фиксирующего пропасть между богатыми и бедными, не до смеха. Поэтому электорат со звериной серьезность отдает «серебро» Коммунистической партии Российской Федерации.