В аэропорту японского города Коти на острове Сикоку с не вышедшим передним шасси во вторник успешно совершил аварийную посадку пассажирский самолет DHC-8 компании All Nippon Airlines.
Самолет провел в воздухе над аэропортом около двух часов, сжигая топливо, после чего примерно в 10.55 машина плавно зашла на посадку, какое-то время катилась на двух шасси, сбрасывая скорость, и в итоге ткнулась носом в посадочную полосу. Продвинувшись вперед еще на какое-то расстояние, высекая фюзеляжем искры, самолет замер, возгорания не произошло.
Телеканалы транслировали развитие событий с места происшествия в прямом эфире. На борту авиалайнера, следовавшего рейсом №1603 из Осака в Коти, находились 56 пассажиров и четыре члена экипажа.
Внештатные ситуации на борту - не редкость, особенно во время приземления и посадки. Как утверждает статистика, большая часть авиакатастроф происходит именно в эти периоды полетов. Тем не менее, не все так удручающе: современные самолеты предусматривают возможные проблемы и оснащены системами защиты и при попадании в аварийную или внештатную ситуацию экипаж имеет возможность посадить самолет без жертв.
Как уточнил эксперт в комментарии для www.rian.ru, существует несколько видов посадок: штатная - в том случае, если работа оборудования и условия соответствуют нормам, внештатная - при отклонении от норм, допустим, при неудовлетворительных погодных условиях, недостаточной квалификации экипажа, при случаях, когда система обеспечения полета работает не в полном объеме (например, при недостаточном освещении посадочной полосы) и аварийная. Аварийной называется посадка, при которой существует реальная угроза пассажирам и экипажу, либо посадка терпящего бедствие самолета. Посадка, совершаемая в плохих погодных условиях при недостаточном количестве топлива также будет считаться аварийной.
Во многом руководство машиной зависит от "человеческого фактора" - статистика и история знают случаи, когда самолет приземлялся при чрезвычайно сложных ситуациях. Так, в 2001 году в аэропорту Ливерпуля совершил посадку пассажирский самолет "Боинг-737" британской компании "Изи Джет", направлявшийся в Ниццу с 119 пассажирами на борту. Через 10 минут после взлета пилот сообщил, что в работе одного из двигателей лайнера наблюдаются неполадки: как оказалось, в один из двигателей лайнера попала птица. Приземление прошло благополучно, никто не пострадал.
В январе 2002 года сразу два "Боинга-737" совершили аварийные посадки на лопнувшие шины, причем у одного из самолетов были до этого обнаружены проблемы в гидравлической системе, а у другого - техническая неисправность в одном из двигателей.
В новосибирском аэропорту "Толмачево" в сентябре 2002 года совершил аварийную посадку самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс "Новосибирск - Санкт-Петербург", в котором после вылета из Новосибирска в кабине пилотов сработал датчик, зафиксировавший попадание стружки в масло одного из двигателей - тогда экипаж лайнера принял решение выработать топливо и возвратиться в аэропорт "Толмачево". Самолет благополучно совершил посадку через два с половиной часа.
Проблемы с шасси - также не редкость: в 2002 году в петербургском аэропорту Пулково совершил вынужденную посадку самолет ТУ-154 "Уральских авиалиний", выполнявший рейс в Екатеринбург. При взлете у самолета не убрались шасси, после чего было принято решение выработать топливо: еще час самолет кружил, после чего благополучно приземлился.
В 2005 году, самолет чешской авиакомпании CSA, типа ATR, при вылете из Кракова в Прагу потерял одно из четырех колес шасси. Тем не менее, поскольку данный тип самолета позволяет осуществить посадку даже при наличии двух колес, чешский пилот благополучно посадил машину в пражском международном аэропорту "Рузыне".
Возгорание в воздухе - одна из самых серьезных опасностей, тем не менее и с ней удается справиться. Так, в 2002 году "Боинг-737" совершил аварийную посадку в аэропорту Алма-Аты спустя 8 минут после взлета, когда в кабинете пилотов возникло задымление.
В 2005 году, в Каирском аэропорту совершил экстренную посадку саудовский лайнер с горящим правым двигателем. После эвакуации пассажиров и осмотра самолета выяснилось, что хвостовое оперение частично сгорело и обуглилось.
В 2007 году самолет авиакомпании Meridiana, совершавший рейс по маршруту Катанья-Болонья с 59 пассажирами на борту, срочно приземлился в аэропорту Фьюмичино из-за отказа левого двигателя на одном моторе.
Разгерметизация также считается одной из главных опасностей: во-первых, при ней существует риск полной потери контроля над самолетом. При недостатке воздуха на большой высоте человек просто теряет сознание. Тем не менее, частичная разгерметизация на борту самолета устранима - так, нередко в случаях проблем с системой вентиляции самолеты удачно приземлялись, устраняя неполадки еще в воздухе.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников