Мамука Арешидзе, директор Кавказского центра стратегических исследований (Тбилиси), член Экспертного совета РИА Новости.
Политический тупик в грузино-российских отношениях - уже не новость, а, скорее, повседневность, ставшая за последние годы привычной. Политики с обеих сторон никак не могут до конца выпустить пар. В результате страдают обычные граждане.
Естественно, что для маленькой Грузии кризис в политике стал мощным ударом по самой пока слабой точке - экономике. Основной рынок сбыта грузинскими предпринимателями потерян. А обещанные руководством Грузии, взамен российского, мировые рынки - не освоены.
Тем временем наблюдается весьма любопытная тенденция. Российский капитал постепенно, но уверенно внедряется в грузинскую экономику, причём в ее стратегические отрасли. 70% энергетического сектора, горно-обогатительный комбинат «Маднеули» (новый владелец - бывший российский министр Сергей Генералов), руставский химкомбинат «Азот» - всё это (и не только это) в руках российских компаний. Россия не закупает грузинское вино, но охотно - виноградники и винзаводы в самой Грузии. Вот и создается у грузинских аналитиков впечатление, что политическая элита либо не замечает происходящего, либо закрывает на это глаза, или вообще не знает, что предпринять.
Однозначно, что у руководства Грузии до сих пор нет четкой тактики в политической игре с Россией. В Тбилиси решения принимаются спонтанно, в отличие, к примеру, от Баку. Азербайджану, проводящему гибкую, сбалансированную политику, удается поддерживать нормальные отношения и с Россией, и с Западом. Во всяком случае, до визового режима там дело не дошло, кроме того, весьма успешно развиваются и экономические связи.
В грузино-российские отношения масла в огонь подлила военная риторика Грузии. Российские политики тоже в долгу не остались. Правда, в последнее время и с грузинской, и с российской сторон агрессии поубавилось, но оттепель в отношениях не наступила. Две страны по-прежнему держатся «замороженного» курса. К такому неутешительному выводу пришли политологи и эксперты по экономическим вопросам в ходе круглого стола, дискутируя на тему «Последствия грузино-российского кризиса».
Любопытная деталь. Аналитики собрались в Тбилисском международном пресс-центре РИА Новости, но, находясь на «чужой площадке», не пытались обвинить во всех смертных грехах Россию. «Виноваты и проиграли обе стороны. Надо сделать выводы, извлечь уроки», - так считает бывший посол Грузии в России Зураб Абашидзе. Введение запрета на ввоз грузинского вина и минеральной воды, последовавшие за этим отзыв посла и депортация граждан Грузии отрицательно сказались на имидже России. Бывший министр иностранных дел Грузии, ныне возглавляющий Центр стратегических исследований Ираклий Менагаришвили подчеркнул, что Россия плохо просчитала последствия санкций и оказалась в политическом минусе.
Кроме того, со стороны международных организаций и отдельных стран прозвучали требования разрядить напряженность в грузино-российских отношениях. Сегодня грузинских граждан грузовыми самолётами не депортируют, посол РФ вернулся в Тбилиси, вручил, наконец, верительные грамоты президенту Грузии. Это можно было бы расценить как желание Москвы улучшить отношения, если бы за возвращением дипломата последовала отмена экономических санкций и транспортной блокады, возобновление выдачи виз грузинским гражданам. "Возвращение российского посла в Тбилиси само по себе ничего не значит, - заявил Ираклий Менагаришвили. - Ведь экономические санкции со стороны России в отношении Грузии еще не сняты. Не восстановлена почтовая связь и не летают самолеты".
Официальная версия - технические проблемы. Однако политическую завесу над этой ситуацией приподнял посол РФ в Грузии Вячеслав Коваленко. На первой же своей пресс-конференции по возвращении в столицу Грузии в Тбилисском международном пресс-центре РИА Новости дипломат заявил, что Россия хотела бы видеть Грузию нейтральной страной. Таким образом, главный раздражитель Москвы - не Грузия, а НАТО.
И президент Владимир Путин, и министр иностранных дел Сергей Лавров открыто говорят об отрицательном отношении России к стремлению Тбилиси в североатлантический альянс. В Брюсселе, в штаб-квартире НАТО на днях еще раз подтвердили желание интегрировать Грузию. Кажется, что на грузинском поле сильные игроки даже не сражаются, просто Запад пытается хоть чем-то досадить Кремлю.
С другой стороны, не сама ли Россия подтолкнула Грузию к НАТО? Конфликт в Абхазии и Южной Осетии, отказ Госдумы в 1994 году ратифицировать рамочный договор с Грузией и многое другое привели в конечном итоге к радикальному изменению политического вектора Тбилиси. Было выбрано западное направление, что оказалось на руку самому Западу, особенно в свете растущего энерговлияния Москвы.
Геополитическое положение Грузии позволяет в обход России поставлять на западные рынки среднеазиатские энергоносители. Таким образом, Кремль может потерять главный свой рычаг давления на Европу - энергетический, и это при том, что сегодня (и здесь грузинские аналитики сошлись во мнении) нефть, газ и электроэнергия - более мощное оружие, чем танки.
Со временем найти общий язык России в Грузии будет все сложнее. Причина даже не политическая, скорее - естественная. Русский язык в грузинском обществе забывается, а молодое поколение вообще его не знает. Для Зураба Абашидзе это совершенно недопустимо. "Русский язык - это язык общения со странами региона, и его незнание среди нашей молодежи говорит о том, что в ближайшем будущем может наступить пора интеллектуального кризиса. Английский язык не может заменить роль и значение русского языка для нашего региона. Для выхода из этой ситуации я бы на месте министерства образования разработал государственную программу усиленного изучения русского и английского языков",- предложил Абашидзе.
Грузинские политологи и эксперты по экономическим вопросам готовы активно подключиться к переговорному процессу, даже разработать концепцию по выходу из кризиса. Теперь остается ждать ответных предложений из Москвы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции