Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
В прошлом году бокс-офис российских фильмов составил $105 млн - по сравнению с $93,7 млн в 2005 г. Блокбастеры выходят чередой - славянское фэнтези «Волкодав» режиссера Николая Лебедева с рекордным почти 20-миллионным бюджетом, историко-приключенческий боевик о временах Петра Великого «Слуга государев» Олега Ряскова (бюджет $10 млн), фантастический боевик «Параграф 78» Михаила Хлебородова ($5 млн). Кино России осваивает цифровой формат и сложные спецэффекты. Благополучные кинопрокатчики на прибыли даже строят развлекательные центры.
Однако при этом кинопроизводство как таковое - «пока не бизнес в полном смысле этого слова», выражает мнение многих продюсеров генеральный директор кинокомпании «Профит» Игорь Толстунов. Далеко не каждый фильм «позволяет продюсеру получить прибыль», поясняет он.
Рентабельные проекты, разумеется, были: исторический детектив «Турецкий гамбит» (режиссер Джаник Файзиев), боевик «Бумер-2» (Петр Буслов), фэнтези «Ночной дозор» и его сиквел «Дневной дозор» (Тимур Бекмамбетов), военная драма «9-я рота» (Федор Бондарчук), драма-притча «Остров» (Павел Лунгин). Скорее всего, окупится «Обитаемый остров» Бондарчука. Бюджет этого снимающегося сейчас фантастического блокбастера - $25 млн, причем на продвижение фильма из этой суммы пойдет внушительная доля в $10 млн, что само по себе дает большие надежды. Но все названные проекты - пока, скорее, исключения.
Даже при грамотной рекламе фильма, нетривиальной фабуле, участии звезд, зрелищных спецэффектах кинопроекту вовсе не гарантирована окупаемость. Это доказал пример «Волкодава» и других картин. Сбой тут - «системный». Александр Митта, с советских времен снимавший коммерчески успешные ленты, учит молодых режиссеров: «Внимание зрителя нуждается в ежеминутной опеке. Нужно понимать, как управлять этим вниманием, следить за развитием собственного замысла и развитием действия. Сценарий и герой должны эмоционально расти...». Режиссеры не всегда владеют своим ремеслом, нередко сетуют эксперты.
В 2006 году при поддержке государства вышло 105 полнометражных игровых фильмов. «Это не очень большие, но крайне важные для кинопроизводства деньги, - говорит Елена Яцура, одна из продюсеров «9-й роты». - Для экспериментального и дебютного кино государственная поддержка, конечно же, необходима». Но чтобы кинематография стала отлаженным бизнесом, очевидно, должен активнее развиваться и «взрослеть» институт коммерческого продюсерства. «Однако обучать продюсированию нам пока сложно, - признает Игорь Толстунов. - Самому явлению продюсерства в России не более 17 лет». В таком «возрасте» оно еще не может превратиться в устоявшуюся часть киноиндустрии. «Наука продюсерства постигается опытным путем», - заключает Толстунов.
По мнению Елены Яцура, киноиндустрии не хватает грамотных специалистов в области маркетинга и продвижения фильмов. «В 2006 году ошибки на рынке совершили почти все ведущие игроки: и продюсеры, сделавшие неверный выбор, и прокатчики с их ожиданиями». Эксперты говорят и о важности нешаблонных, ярких кампаний по продвижению фильмов, ратуют за серьезную систему прогнозирования успеха картин.
Мало хороших сценариев, не хватает «технических» участников кинопроизводства, сетует киносообщество уже много лет. «В кино хлынули дилетанты», - замечает режиссер Андрей Кончаловский. Киноконцерн «Мосфильм» взялся за обучение кадров всерьез. Но пройдет время, прежде чем появятся хорошо обученные специалисты.
«Слуга государев» с начала проката (с 1 марта) заработал $4,44 млн, «Параграф 78» - $4,53 млн. Зрителей явно впечатляют визуальный лоск картин и современные компьютерные эффекты. Но в форумах по поводу многих блокбастеров можно прочитать: «Картинка красивая, а содержания нет». Кинематографистам следует помнить, что российские зрители по-прежнему ждут в кино душевных откровений - хотя бы камерных, неглобальных. Общероссийский, тотальный (в эмоциональном и денежном выражении) успех «Острова» - картины о раскаянии и вере - доказал это.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции