Досым Сатпаев, директор организации ARG-Kazakhstan, член Экспертного совета РИА Новости.
Несмотря на то, что Грузия наряду с Украиной и Киргизией, с точки зрения руководства Казахстана, не являются образцами для политического подражания, контакты с «революционерами» поддерживаются. Это подтверждает и недавний визит президента Нурсултана Назарбаева на Украину, а также регулярные встречи с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, который на днях совершил рабочий визит в Казахстан. Лидеры обеих республик, во всяком случае, сейчас, действуют по принципу: «Это бизнес и ничего личного».
Главной темой нынешнего визита был не обмен опытом в политическом реформировании, а заключение соглашений об экономическом партнерстве двух стран. Обращает на себя внимание тот факт, что похожая тематика превалировала во время прошлогоднего визита Назарбаева в Грузию. Хотя, стоит отметить, что до президента в эту кавказскую республику уже пришел казахстанский бизнес, в частности банковский. И Грузия весьма заинтересована в увеличении казахстанских портфельных инвестиций, опасаясь недостаточной финансовой помощи со стороны Запада. Исходя из того, что Грузия сейчас активно ищет новых инвесторов на фоне довольно сложных экономических и политических взаимоотношений с Россией, а Казахстан, в свою очередь, пытается проводить политику проникновения на рынки других постсоветских государств, Тбилиси и Астана быстро нашли общий язык. Казахстан проявил заметный интерес к приватизации черноморской курортной инфраструктуры Грузии, а также к транспортировке грузов по территории Грузии с выходом на Европу. Казахстан также показал готовность участвовать в строительстве нефтегазового и зернового терминалов в черноморских портах Грузии. Здесь четко видна очередная попытка Астаны найти дополнительные пути экспорта своих ресурсов, в том числе и зерна на мировые рынки.
Не секрет, казахстанский бизнес пытается использовать не простые отношения между Москвой и Тбилиси для достижения своих экономических целей в Грузии. Так, например, еще в ноябре прошлого года казахстанская компания «Казтрансгаз» заявила, что оплатит Грузии ее газовые потери, обменяв их на долю в местном страховом рынке. Это предложение прозвучало после заявления российской компании «Газпром» об увеличении цены на газ для Грузии с $110 до $230 за тысячу кубометров. В 2006 году казахстанская компания «Казтрансгаз» стала владельцем тбилисской газораспределительной сети «Тбилгаз» и, судя по всему, решила воспользоваться сложившейся ситуацией с выгодой для себя. Страховая компания, принадлежащая «Казтрансгазу», объявила о проекте по страхованию жителей Грузии от риска подорожания газа. Вероятно, «Казтрансгаз» рассчитывает покрыть потери на газовом рынке за счет роста доли в страховом сегменте.
Сам же «Казтрансгаз» уже начал переговоры о закупке газа в Иране для его поставок в Грузию в 2007 году. Примечательно, что параллельно с этим «Казтрансгаз» продолжает переговоры о поставках газа в Грузию и с компанией «Газпром». Это выгодно и руководству Грузии, которое в лице казахстанских инвесторов хочет найти посредника в переговорах с Россией по поставкам газа. Тем более что «Газпром» и Грузия до сих пор не подписали договор о поставках газа в страну в 2007 году. А «Казтрансгаз» запросил у «Газпрома» 420 миллионов кубометров газа для нужд коммунального хозяйства Тбилиси в 2007 году. И «Газпром» оказался в сложной ситуации: с одной стороны, существует политическая установка российского руководства оказать экономическое давление на Грузию через повышение цен на газ. С другой, - «Газпром» понимает, что портить отношения с «Казтрансгазом» тоже невыгодно, поскольку это может отразиться на взаимоотношениях с властями Казахстана.
Среди других совместных экономических проектов, о которых говорилось в Астане, можно выделить подписание нового соглашения о международном автомобильном сообщении между Казахстаном и Грузией. Это говорит о возможном участии казахстанских инвесторов в развитии транспортной инфраструктуры Грузии, что даст возможность казахстанским перевозчикам доминировать на рынке автотранспортных услуг в странах Закавказья и Центральной Азии.
Что касается политических аспектов казахстано-грузинского сотрудничества, то Михаил Саакашвили понимает, что, если он хочет повысить свой авторитет на всем постсоветском пространстве, то ему надо заручиться поддержкой Назарбаева, который давно носит неформальный титул «главного интегратора». К тому же, именно Казахстан сейчас председательствует в СНГ, откуда постоянно угрожают выйти Грузия и Украина. В свою очередь, Казахстан рассчитывает на поддержку Грузии в вопросе о своем председательствовании в ОБСЕ в 2009 году.
Но, несмотря на инвестиционные амбиции Казахстана, есть две проблемы, которые должны беспокоить руководство страны. В частности, быстрый рост кредитования и межрегиональной экспансии увеличивает уровень рисков, особенно в банковском секторе Казахстана. Это также связано с тем, что идет расширение международных и межрегиональных операций казахстанских банков в странах с более высоким уровнем политических и инвестиционных рисков, к которым можно отнести и Грузию. Кстати, министерство иностранных дел Казахстана уже завила о том, что решение о выходе казахстанских компаний и капитала на внешние рынки должны приниматься при непосредственном участии его ведомства. По мнению казахстанского МИДа, фактически никем не контролируемая сегодня экспансия на внешние рынки, в которой определяющим элементом является скорость окупаемости вложений, не учитывает наличие серьезных факторов риска в странах-реципиентах.
Кроме того, за слишком активными контактами Казахстана с Грузией наблюдают в Москве. Ведь на фоне долгоиграющих трений между Россией и Грузией по разным вопросам, от роли российских миротворцев в Абхазии и Южной Осетии, до статуса этих республик, складывающийся казахстано-грузинский дуэт сильно бросается в глаза. Для Москвы Грузия на Кавказе такой же раздражающий фактор, как и прибалтийские республики. Думаю, что раздражение еще больше усилилось после того, как Палата представителей конгресса США и профильный комитет по иностранным делам сената большинством голосов одобрили накануне законопроект о поддержке вступления Грузии и Украины в НАТО. Этим странам из бюджета США будут выделены деньги для подготовки к вступлению в альянс в рамках программы содействия в сфере безопасности.
При этом Россия, видимо, решила окончательно поделить все постсоветские республики на «друзей» и «врагов». Первым - инвестиции и военно-политическую поддержку, а вторым - весь набор неприятных экономических и политических ударов. Но возникает такое ощущение, что Москва в целом смирилась с тем, что ее союзник по ЕврАзЭС и ОДКБ в лице Астаны все активнее пытается позиционировать себя на постсоветском пространстве, даже если речь идет о поиске альтернативных экспортных маршрутов. В конце концов, друзей у России сейчас не так много, чтобы ими раскидываться. К тому же Казахстан, в отличие от других постсоветских стран, не выступает в роли просителя, а рассчитывает лишь на взаимовыгодное сотрудничество. Получается, что рычагов давления на Астану у Москвы не так много, кроме, разве что, транзитной зависимости Казахстана от России, но это и заставляет республику искать другие экономические контакты. Именно поэтому Кремль вряд ли предпримет какие-либо действия, чтобы укрепившийся экономический союз Грузии и Казахстана распался, так как это может вызвать негативную реакцию в Астане, которая имеет собственное видение того, какое место должна занимать страна на территории бывшего Советского Союза.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции