Накануне одного из женских праздников в новостном выпуске мелькнула информация о сенсационном открытии японских микробиологов. Будто бы мужская хромосома неуклонно разрушается, и лет этак через тысяч сто мужчин и вовсе не окажется на Земле. Они исчезнут как класс и вымрут как динозавры. Перспектива, конечно, не близкая, но на нашем телеэкране 8-го марта ее возможность ощущается, как никогда отчетливо.
Ну, не в биологическом плане, конечно, а в плане в психологическом, в ментальном... Сужу прежде всего по семейно-бытовым ток-шоу типа «Лолита. Без комплексов». Что такое каждое из них? Это бесконечный девичник, на повестке дня которого один вопрос: как захомутать мужчину с еще с не разрушенной хромосомой.
Вот типовой сюжет. Экспертом с большим опытом и с неутоленными желаниями выступает дама из модельного бизнеса, для которой муж, отказывающийся от исполнения супружеских обязанностей из-за усталости или по иным уважительным причинам, - не муж... Она ему: пошел вон! Следующий.
Для дачи показаний приглашаются особи мужеского пола, не имеющие проблем с самовыражением по этой части. Телеведущая вся - внимание. И начинается страшно интересный разговор для детей «за половую жизнь». Идет он посредством намеков, многозначительных умолчаний, подчеркиваемых смехом и аплодисментами в студии. Потом следуют наводящие вопросы. Как часто можно этим делом заниматься, как много мужчина думает «про это».
Таких разговорных шоу в эти дни было много, а смеха еще больше. По крайней мере, не меньше чем на «Аншлаге», из чего можно было бы сделать вывод, что секс - дело веселое, а пересуды о нем - вообще, умора.
Но, если всерьез, трудно не заметить, как во мнении обиходном велико стремление отделить секс от любви. Будто это мухи и котлеты.
Секс отделяется, самоопределяется, эмансипируется точно нос майора Ковалева. И такой же успешный, как он. И столь же важный, вальяжный знающий себе цену, как он. Хоть в шоу-бизнесе, хоть в политике...
Если у Малахова на передаче заходит речь о дамах-телеведущих, то тут же встанет вопрос об их сексапильности. В том смысле, лишняя она или не лишняя для женщины, которая излагает новости и приносит вести, ведет музыкальные и разговорные шоу. Тут же все сходятся на том, что в телеведущей должно все быть прекрасным - и одежда, и профессионализм, и грудь.
Про Мадонну и Майкла Джексона говаривали, что они в исполнительском экстазе мастурбацией занимались на сцене. Так что нашим телезвездам есть, куда расти, к чему стремиться и в чем совершенствоваться.
Секс, отделившись от любви, начинает интересоваться и денежными мешками. На эту тему сложен художественный сериал под названием «Стервы, или Странности любви». Ей же посвящены документальный фильм Екатерины Гордеевой «Рублевские жены», а также сериал-реалити «Рублевка. Live». Чтобы, наверное, мы не подумали, будто вымышленные героини и их образ жизни страшно далеки от реальности.
Слишком социально далекие персонажи и сегодня, по большей части, воспринимаются как асоциальные. То есть, как сказочные. Просто едва обозначившаяся гламурная субкультура пришла в соприкосновение с агрессивной субкультурой эстрадных мужчин в старушечьих платочках, цветастых юбках с надувными грудями.
«Рублевские жены» сделаны под флагом демифологизации заветной подмосковной зоны и заоблачного быта. Получился сеанс светлой магии шикарных интерьеров, богатых туалетов, ослепительных драгоценностей с последующим ироническим отношением к ней.
Раньше говорили: сижу в президиуме, а счастья нет. Теперь человек купается в удовольствиях, в роскоши и в сексе, а счастья как не было, так и не ожидается. Не податься ли светской женщине на панель? А может, снова в президиум?..
В связи с этим припомнилась документальная лента «Мужские игры Екатерины Фурцевой». Участь памятного министра культуры расшифрована как драма раздвоения ее судьбы на частную и на карьерную.
На мой-то взгляд раздвоение Екатерины Алексеевны проистекало в другой плоскости: в ней конфликтовали человек-функция и просто живой человек. К слову сказать, это драма всякого более или менее крупного советского функционера. Система обужала и обкарнывала индивида под свою нужду. Половая принадлежность здесь не играла существенной роли.
Что же касается современной ситуации, то нередко предпраздничный телеэкран делается полем битвы за право женщины вступить на стезю политической карьеры. Пару лет назад очень активничала писательница Мария Арбатова. Теперь на острие атаки чаще приходится видеть Ирину Хакамаду. За ней и книжка числится про секс в политике.
Дамы с политическими амбициями говорят при каждом удобном случае одно и тоже - о засилии мужчин в крупном бизнесе и на верхних этажах властной пирамиды. И везде над активистками-феминистками снисходительно посмеиваются, поскольку они доводят до абсурда женский патриотизм (есть и такой).
Так сегодня насмехаются еще только над Жириновским, который довел мужской шовинизм до абсурда. Между тем, обе стороны на своих патриотизмах набивают себе цену. С разным, правда, успехом.
Едва ли не самым сильным аргументом в пользу активной феминизации парламента было соображение, что дамы смягчат нравы этого сугубо мужского сообщества. Но, послушав, представительниц прекрасной половины человечества на одном из политических ток-шоу, я как-то усомнился в реальности такой перспективы. Там представительница прекрасной половины человечества прибегла к такой метафоре, которая по степени похабности могла бы поспорить с самой соленой казарменной шуткой. А какой «бип» стоит, когда милые дамы обмениваются мнениями, думая, что их не слышат...
Женщины мускулизируются. Мужчины феминизируются. Грань меж полами делается все менее очевидной. К тому же специалисты давно обратили внимание на то, что в политику в основном устремляются те из женщин, кто являются «скрытыми мужчинами». Тогда из-за чего весь феминистский сыр-бор?
Из-за того, что природу не обманешь. Отменить разницу между мужчиной и женщиной гораздо труднее, чем стереть границу между городом и деревней.
Для не продвинутых дам восьмое марта - лишний выходной. День, в который ТВ по обыкновению напоминает всем нам, что есть женщины в русских селениях и городах.
Напоминает посредством старого доброго кино, конечно.
Восьмое марта без «Служебного романа» - это как Новый год без «Иронии судьбы». Этот фильм наглядно-показательная притча не только на предмет того, что у природы нет плохой погоды, но и на тему: в реальной жизни не бывает некрасивых женщин. Мымрами они могут показаться на поверхностный взгляд, но если влюбиться... И далее по тексту фильма.
Есть еще одна картина, которая как бы специально снята к женскому празднику. Это - «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. Но ее на сей раз не показали. Возможно, потому, что она была несколько раз прокручена в новогодние торжества. Зато всплыла другая лента того же режиссера - «Любовь и голуби». И как нельзя кстати. И пропела она славу русской женщине, жизнью битая, мужем брошенная, но достоинство сохранившая и счастье себе вернувшая.
В русские женщины уже давно пора записать героиню голливудской «Красотки», показываемую в нашем эфире столь часто, что мы с ней давно сроднились.
Джулия Робертс родной нам кажется еще и потому, что сюжет «Красотки» при внимательном рассмотрении обнаруживает очевидное сходство с сюжетом «Воскресения». Перед нами почти калька. Обстоятельства грехопадения девушек - разные, а дальше...
Проститутка не только привязывает к себе барина (в американском варианте - крупного бизнесмена), но и возвышает его морально до себя - он становится лучше, чище; он воскресает душой, и, что самое главное и актуальное, деньги перестают быть его главной жизненной целью.
Новое слово в понимание современного характера взаимоотношений полов привнес сериал "Секс в большом городе", уже не однажды прокрученный в нашем эфире.
На первый взгляд, это такая энциклопедия разнообразных коллизий, почерпнутых из опыта половой жизни четырех подружек. Смысл считывается легко. Он инструктивный - для женской части населения, и факультативный - для мужской.
Девицы ведь, если разобраться, не за одними эротическими радостями гоняются, а за счастьем. Дружба для них, участие в судьбе каждой и всех вместе - это все равно как поучаствовать в семейно-бытовом ток-шоу «Лолита. Без комплексов». Их жизнь - их собственное, личное ток-шоу. А мужчина - представитель какой-то иной цивилизации. Почти пришелец. С ним для начала надо установить контакт.
...Есть такой американский фильм про поросенка Бэмбо и его товарищей по скотному двору. У домашней живности свои отношения друг с другом и с людьми, которые находятся на периферии сознания скотины. Животные - те же люди, люди - те же животные. Они составляют одну общность, но представляют две разные субкультуры.
То же самое мы видим и в сериалах: "М" - одна субкультура, "Ж" - другая. Птички-подружки, занятые в основном охотой на особей мужеского пола, слетаются стайкой за столиком в кафе или у стойки бара и обмениваются впечатлениями, наблюдениями, а также некоторыми соображениями обобщающего характера.
Не в том дело, что все мужчины выглядят несколько ущербными и дефективными. В том дело, что стороны обменялись позициями: теперь не "Ж", а "М" является объектом сексуального домогательства. То есть мужчина стал вещью и в каких-то случаях товаром.
Феминизм победил в отдельно взятом телесериале. И победу эту можно было бы признать полной, если бы в самом ее торжестве не чувствовался комплекс той самой ущербности, с которой вроде бы уже покончено.
Эти вечно сексуально озабоченные дамы напоминают не только поросенка Бэмбо, но и еще двух литературных собачонок - Меджи и Фидель из "Записок сумасшедшего". Они не менее озабоченные.
"Я тебе открою, - пишет Меджи своей подружке Фидель, - что у меня много куртизанов. Я часто, сидя на окне, рассматриваю их. Ах, если б ты знала, какие среди них есть уроды". Ну и дальше следуют подробности, аналогичные тем, что рассказывают нам по вечерам сексуально-озабоченные девушки из больших городов.
Сумасшедший Поприщин был потрясен, но не удивлен: "Я давно подозревал, что собака умнее человека".
Потрясенный телезритель тоже самое мог бы сказать про женщину.
...Это всегда так: слишком интенсивная борьба за стирание границы между противоположными хромосомами в конечном итоге вырывает меж ними, если не пропасть, то внушительную канаву.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции