Леонид Радзиховский, член Экспертного совета РИА Новости.
Постановка "Марш несогласных: по мотивам Февраля" в Петербургском народном театре мне понравилась. Не нудными речами и пыльными докладами, а живым праздником непослушания встретим 90-летие Февраля!
На чьей стороне мои симпатии? Смешной вопрос! Естественно, на стороне свободной, раскованной толпы, которая прорвалась... Да не один ли черт куда они там "прорвались" - энергетика в самом слове! Кстати, вру - продолжение не случайно, оно тоже "в рифму": прорвались - на Невский. "Как много в этом слове для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось!"
Весна - прорыв - Невский. "А на Невском - Народ, а на Невском толпа, а на Невском такая царит суета..." Прекрасные декорации, чудесный спектакль, молодцы режиссеры. Кстати. К числу последних отношу не только тех, кто рвался-прорвался, но и их коллег, кто, исполняя роли "плохих парней", их не пускал. "Ты - по-своему, я - по-своему, а вместе - делаем общее дело".
В 1920-е, когда советские писатели полуискренно, полунеискренно, но всяко воспевали Революцию, были написаны изумительные "Три толстяка".
Какая летящая фонетика Свободы и Прорыва! Оружейник Просперо, канатоходец Тибул ... "Посмотрите, как он без страховки идет! Шаг назад - упадет, шаг вперед - упадет! Ему остается пройти четыре четверти пути ...".
Смотреть, задрав голову, на подошвы Тибула - и не желать ему успеха?! Ну, не знаю, кем уж тут надо быть ...
Но вот тут есть одно "но". Я желаю успеха Тибулу - когда идет он. Я аплодирую его спектаклю. Но что делать, если он приглашает меня идти вместе с ним? Да не "приглашает", а просто берет за шкирку и рывком забрасывает на проволоку?
Нет, речь, понятно, не о демонстрациях. Речь об их, так сказать, цели. Об опасности нового Февраля. На демонстрацию легко не ходить, а попал - легко уйти. А вот из времени-то не уйдешь! "Остановите шарик - я сойду..." Нет! Начнется - не сбежишь ...
Конечно, сегодня такая опасность (надежда!) не просто минимальна, а призрачна, вполне может измеряться мнимой величиной. Власть прочна, да и наш товарный состав с нефтью стоит на запасном пути. Ни о каком "новом Феврале" и речи быть не может.
Но беда в том, что в России власть - тоже огромная... вечно мнимая величина! Чем она огромней, чем необъятней ее брюхо, тем слабее ее курьи ножки... Вечный Колосс на глиняных ногах. И "вдруг" он начинает валиться. Точнее - может начать. И ты из зрителя превращаешься в участника (соучастника?) спектакля: сцена рухнула !
Чем же меня категорически не устраивает "революционный этюд"?
Всем устраивает. Кроме одного: живу я здесь!
Да, мне как человеку неприятна, а как журналисту еще и невыгодна политика властей, сводящаяся к уничтожению (с предварительным унижением) всякой вообще политики. Если вместо выборов мы имеем то, что имеем, то на них нечего делать - и избирателю, и журналисту. Мне не нравятся "пятиминутки ненависти" на ТВ в отношении США, которые идут уже с частотой раз в пять минут. Да что там долго перечислять!
Шекспир, сонет 66 - все сказано. "Тоска смотреть, как мается бедняк и как шутя живется богачу ..." - ну и так далее. Все сказано, все верно, все актуально - как всегда и везде.
Мне хочется глотка свободы, того самого прорыва. Непослушание, хотя бы зрелище чужого непослушания - это и для меня праздник. Хочется хоть в мечтах "прорваться на Невский ..."
Только, увы, - ни память, ни мышление никто не отменял. Память напоминает о том, что было в 1917 (февраль-октябрь), 1991-93 гг.
Мышление делает элементарное обобщение: демократическая парламентская республика - "интересное начинание, но не для нашего климата". Революция в России (и везде?) - катастрофа. Особенно опасная потому, что наша "запойная страна" к ним склонна. Только эволюция может сделать здесь жизнь человеческой. Представим себе, что в Феврале ничего бы не случилось, не настала бы свобода, осталось бы "гниющее самодержавие, душащее живые силы страны". Могло такое быть? А почему же нет? Ну, подвезли бы эти дурацкие батоны хлеба, скажем ...
Что бы было дальше ? А вот что - Россия в союзе с Англией и Францией победили бы в том же 17 году. И произошла бы неизбежная интеграция Империи в европейские мир, и в ходе 90-летней (подумать страшно!) мирной эволюции (а чего ж не мирной-то? Не будь Февраля - не было бы октября, а не будь Октября - не было бы и фашизма в Германии) Россия давно бы стала конституционной евромонархией, как та же Англия. Революция украла у нас - и жизнь и свободу для трех поколений.
Конечно, революция (точнее, историческая контрреволюция) 1991года была неизбежной и счастливой - возвращение страны к капитализму. Прямо с места разрыва. Но и она показала - парламентская республика у нас невозможна. Кончается или хаосом и диктатурой (1917) или мягким авторитаризмом ("поздний" Ельцин - Путин).
Какие же еще нужны эксперименты, чтобы в третий раз, еще какой-то новой ценой, подтвердить тот же самый вывод? Понятно, вину за теоретически возможные (честно говоря, - все-таки крайне маловероятные) революционные потрясения нельзя возлагать только на одну сторону. Как известно - ток идет, только если есть разность потенциалов. С одной стороны - окостеневшая бюрократия, с ее ложью, насилием (очень слабым, а потому особо злящим народ), корыстью и чванством. Безответственная бюрократия. С другой стороны - безответственная оппозиция, которая так и не может сама себе и другим сказать, она "либеральная" или "социалистическая", прорывается "вправо" или "влево", требует свобод для националистов или для защиты от националистов. Или всего вместе? Но так долго не бывает - нельзя рваться во все четыре стороны сразу!
А можно ли, кроме удовольствия от игры, от энергичной разминки на свежем воздухе, извлечь из происшедшего хоть какой-то урок?
Элементарно, Ватсон!
Власти хорошо бы заметить, что "несогласные" не выдвигали, строго говоря, никаких антиконституционных лозунгов, не призывали - хотя бы формально - к революции. А от некоторого расширения пространства свободы вертикаль станет лишь прочнее - у нее появится более надежное основание, только и всего. Захотеть почувствовать - и почувствовать - меру разумного смягчения режима.
"Несогласным" хорошо бы почувствовать грань, за которой игры кончаются. Захотеть не ломать Систему, а встроиться в несколько расширенную Систему. Захотеть почувствовать и почувствовать меру разумной свободы.
Конечно, это все невыигрышные и психологически сложные ходы. Играться в непримиримую борьбу с обеих сторон куда проще и эффектнее. Главное - не заиграться, не свалиться со сцены в яму, того хуже - не обрушить сцену вообще. Впрочем, повторяю, сегодня такая опасность кажется минимальной. Можно играть и дальше...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции