Дмитрий Медведев, конечно, не столь франтоват и метросексуален, как Герман Греф, он - сама умеренность, но костюмы сидят на нем, как влитые, а галстуки и рубашки тоже чудо как хороши. Кроме того, выражаясь языком Интернет-конференции этого кандидата в президенты, у продвинутого юзера Медведева - доброжелательный, хотя и немного суховатый, интерфейс.
Молодому и модернизированному первому вице-премьеру очень шел формат именно Интернет-общения. И все бы хорошо, если бы вопросы не подвергались столь жесткой селекции и сама коммуникация не осуществлялась фактически в режиме обычной пресс-конференции.
Тем не менее, молодые, образованные, адаптированные конформисты с либеральными убеждениями, относящиеся к средне- и высокодоходным группам населения, глядя на Дмитрия Медведева, словно бы в зеркало смотрятся. И это зеркало не искажает их образ, не льстит им, а просто фиксирует изображение: строгие манеры CEO или CFO (директора или финансового директора) средней или крупной компании, свободная осмысленная речь, выказывающая понимание окружающей действительности и обнаруживающая погруженность в стандартную для современного адаптированного человека среду, сдержанность профессионального юриста.
И все бы опять-таки хорошо, если бы эта сдержанность не указывала прямо на то, что у общающегося с аудиторией первого вице-премьера связаны руки. Связаны положением, которое «обязывает». Связаны органическими, природными свойствами человека, явно чурающегося публичности и не любящего ее. Наконец, связаны неофициальным статусом одного из двух преемников президента и кандидата на пост главы государства, уже явным образом вынужденного вступить в изнурительную электоральную гонку.
Опыт Интернет-конференции показал, что первый вице-премьер, который отвечает за нацпроекты, просто-таки весь без остатка адресован успешной части российской аудитории, а вынужден решать проблемы аутсайдеров. Он разговаривает языком, понятным партеру с местами VIP, а слышать и видеть его должны амфитеатр, галерка. В этом, с одной стороны, противоречие, очевидный недостаток. С другой стороны, - преимущество: даже если всероссийский Дед Мороз рассуждает шибко умно, но все-таки раздает подарки, за него не грех и проголосовать. Главное, чтобы подарков хватило до конца кампании.
Ровно в тот час, когда Дмитрий Анатольевич, тщательно фильтруя слова и подвергая деепричастные обороты жесточайшей политической селекции, давал оценку «олбанскому языку», на ленты и сайты упали результаты исследования ВЦИОМа. У Сергея Иванова что-то там поднялось, у Дмитрия Медведева опустилось. Причем принципиального значения эти цифры не имеют, потому что за месяцы, оставшиеся до выборов президента, все тысячу раз поменяется. И Иванов с Медведевым могут внезапно попасть в ту же ловушку, что и Сеголен Руаяль с Николя Саркози: пока основные кандидаты сражаются друг с другом не на жизнь, а на смерть, они успевают надоесть публике, а потому неожиданно привлекательным оказывается третий кандидат, и даже четвертый - с отмороженно националистическими взглядами. Россия, конечно, не Франция, но логика предвыборной борьбы имеет некоторые общечеловеческие свойства...
Преемники - как две головы российского орла. Медведев смотрит на Запад, Иванов - на Восток. Медведев пресноват. Иванов избыточно сочен. Медведев либерален, Иванов консервативен. Медведев - это такой условный Чубайс, а Иванов - условный Сосковец. В идеале Россия могла бы принять сразу двух президентов - один разговаривал бы с одной частью страны, второй - с другой частью. Но страна у кандидатов в президенты и у нас вместе с ними - одна.
Интересно, каким будет симметричный или асимметричный ответ Сергея Иванова Дмитрию Медведеву, который уже нащупал свою аудиторию среди юзеров разной степени продвинутости. У него в руках тоже есть вполне современный ресурс - кураторство над инновациями. И тоже размеры этого ресурса ограничены: у Медведева - возможностями бюджета, у Иванова - все-таки уж очень отсталой материально-технической базой российской промышленности. Но ответ, конечно, будет, как только Сергей Борисович нащупает составляющие имиджа, приличествующего не министру обороны, а первому вице-премьеру.
Пока же Дмитрия Медведева предъявили народу (нацпроекты), Западу (Давос), продвинутой аудитории (Интернет-конференция). Он продолжает движение - походкой, слегка напоминающей путинскую. Когда ту же часть пути пройдет Иванов, станет ясно, у кого больше шансов - Дмитрия Анатольевича, Сергея Борисовича или все-таки какого-то третьего Ивана Ивановича, помнящего родство.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции