Анатолий Горев, финансовый аналитик, для РИА Новости.
Мировые рынки начали приходить в себя после продолжавшегося всю прошлую неделю падения. Страсти вокруг "китайского кризиса", как окрестили нынешний спад на мировых фондовых рынках, похоже, затихают. И все более очевидным становится, что на самом деле настоящего полнокровного кризиса, от которого не застрахован ни один рынок мира, в общем-то, и не было. Речь следует вести о спекулятивной "атаке" на фоне "плохих" новостей из Юго-Восточной Азии. Однако для многих остается непонятным, почему вдруг победно растущий российский фондовый рынок так болезненно отреагировал на происходящее - за четыре дня падения его капитализация снизилась почти на $100 млрд. Удастся ли ему вернуть свои потери?
Начиналось все, с точки зрения участников российского рынка, вполне невинно: в начале прошлой недели правительство Китая озаботилось тем, что национальный фондовый рынок растет слишком уж быстро - только за прошлый год его рост составил 200%. Справедливости ради следует отметить, что подобную озабоченность лидеры Китая выражали не впервые. Однако на этот раз они решили принять конкретные меры, призванные охладить пыл покупателей, в частности, ввести ограничения на покупку акций. Хотя речь шла только о подготовке и рассмотрении соответствующего постановления, инвесторы восприняли все происходящее как указание к действию. И начали сбрасывать ценные бумаги сначала китайских компаний, потом компаний стран Юго-Восточной Азии. А потом и компаний так называемых стран с развивающимися рынками, к числу которых, несмотря на свои высокие суверенные рейтинги, принадлежит и Россия. В результате главный показатель деловой активности в России - фондовый индекс РТС - упал с рекордной отметки 1971 пунктов (по итогам сессии 26 февраля) до 1737 по итогам торгов 5 марта.
Вся нынешняя ситуация, как говорят эксперты, до боли напоминает два события из недавней мировой экономической истории. Первое из них - азиатский финансовый кризис, чье 10-летие инвестиционное сообщество будет "отмечать" через восемь месяцев. Второе - события прошлого года, когда российский фондовый рынок, до этого ставивший все новые и новые рекорды, вдруг без видимых причин "обвалился" в конце апреля и на протяжении почти месяца безостановочно падал. Тогда снижение индекса РТС оказалось весьма существенным - 30% по сравнению с "пиковым" значением, которого индекс достиг буквально за несколько дней до начала падения. С азиатским кризисом нынешние события роднит то, что беда снова пришла из Азии, и снова приобрела лавинообразный характер: падение котировок акций, начавшееся на одном локальном рынке, продолжилось на торговых площадках в соседних странах. С событиями прошлого года общее - то, что тогда все тоже началось из-за невинной новости о том, что Индонезия собирается несколько скорректировать свою экономическую политику. Результатом же, как и в этом году, стало падение цен акций не только в самой Индонезии, но и в других странах с развивающимися рынками, в том числе, и в России.
Дальше, однако, начинаются различия. Результатами азиатского кризиса для России стало то, что фондовый рынок страны впал в глубочайшую депрессию, и торги на нем фактически прекратились из-за массового оттока инвестиций. Прошлогодний же "индонезийский кризис" обернулся лишь достаточно глубокой, но краткосрочной коррекцией, после которой рост на рынке возобновился, причем не меньшими темпами, чем до кризиса. По итогам 2006 года повысился более чем на 70%, а о майском падении на фоне индонезийских новостей инвесторы, подсчитывавшие немалые барыши, благополучно забыли.
Какой же из сценариев реализуется сейчас: первый, который приведет к массовому бегству портфельных инвестиций из России, или второй, когда рынок немного "пореагирует" на внешние раздражители, а потом займется тем, чем занимается уже который год подряд - установлением все новых рекордов по индексу РТС?
Эксперты считают, что есть все основания для оптимизма: очевидно, что макроэкономические факторы, начиная с высоких мировых цен на нефть и заканчивая хорошими темпами роста ВВП, способствуют не падению, а дальнейшему росту рынка. "Глобальных причин для долгосрочной коррекции нет", - считает аналитик Альфа-Банка Ангелика Генкель. Таким образом, все, что мы видим на рынке сейчас - это, скорее всего, спекулятивная коррекция цен. Для крупных инвесторов, способных формировать тенденции на рынке, она более чем выгодна. В результате нынешних массовых продаж котировки акций опустятся, и появится реальная возможность прикупить ценные бумаги по менее высоким ценам, чем на "пике" роста. Для такой цели можно немного и поразжигать страсти на тему о страшном "китайском кризисе" и его смертоносном влиянии на российский фондовый рынок и на все мировые рынки в целом.
О спекулятивном характере нынешнего падения котировок акций в России говорят и аналитики Deutsche UFG, которые уверены в том, что в ближайшие полтора-два месяца у участников рынка будет возможность прикупить российские акции по более привлекательным ценам. Именно в ближайшие месяц-два, потому что "китайский кризис" дольше не сможет влиять на российский фондовый рынок - последний в силу сохраняющейся своей невысокой капитализации и в силу своей оторванности от главных биржевых площадок мира в большинстве случаев живет собственной жизнью, и на внешние импульсы реагирует недолго. Поэтому, как считает старший аналитик ФК "Уралсиб" Антон Табах, фондовый индекс РТС еще может потерять пунктов 100, однако ниже он вряд ли пойдет. "Опыт последних обвалов показывает, что длятся они примерно месяц", - говорит эксперт, вспоминая об апрельско-майском падении 2004 года и майско-июньском 2006 года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции