Завершается вторая неделя Великого поста. Во второе воскресенье поста Православная Церковь совершает память святителя Григория Паламы, византийского богослова конца конце XIII-начала XIV века, разработавшего православное учение о молитве и о нетварных энергиях Божества.
Сын знатных родителей святитель Григорий был воспитан при царском дворе, ему прочили блестящую дипломатическую карьеру. Но едва только юноше исполнилось 20, он бежал на святую гору Афон, где провел несколько лет в уединении, безмолвии и молитве. Там он принял монашество.
В Церкви и в то время, как и всегда, стали появляться те, кто считал афонских монахов бездельниками и носителями ложного представления о молитве. Сосредоточенная духовная молитве - умное делание, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. "покой", "молчание"), а сами практикующие его стали называться исихастами.
Святитель Григорий решительно противостоял тем, кто оскорблял неустанный молитвенный труд отшельников и написал свое главное творение: "Триаду в защиту священно-безмолвствующих".
Известен свт. Григорий Палама апологией исконного учения Церкви - о нетварных энергиях Божиих. Известный московский пастырь протоиерей Всеволод Шпиллер так рассказывал о сути учения свт. Григория:
«Мы спрашиваем себя: "А что же такое "образ Божий", вписанный Самим Богом в нас? В чем же он? Каков он? Что он такое?" А Григорий Палама именно на этот-то вопрос и отвечает. Святой Григорий Палама написал много творений, но одно из самых больших его творений, самых важных - это так называемый "Томос веры". И в нем святой Григорий Палама говорит, что образ Божий в нас - это прежде всего свет, не физический свет, а тот самый свет, которым был осиян на Фаворской горе Господь Иисус Христос в час Своего дивного Преображения. Это свет славы Божьей, и образ Божий в человеке есть луч этой славы Божьей. Человек с образом Божиим в себе творит невероятные вещи - он его калечит, оскверняет, затемняет. Это мы знаем. Но, может быть, не все знают, что образ этот все-таки неуничтожим. Уничтожить в себе образ Божий человек не может по милости Божией к нам. Он неуничтожим! И он каждому из нас присущ этот свет нерукотворный, присносущный свет славы Божией, явленный на горе Фаворской в час Преображения Господня.»
«Это - слава человеческая, это - призвание наше; и поэтому говорит и святой Ириней Лионский, что слава Божия, сияние Божие, Божие торжество - это человек, выросший в полную меру своего величия.
Это наше призвание, это голос Божий, обращенный к нам, зовущий нас стать тем, чем Бог нас задумал, стать тем, чем Он нас восхотел.
Вступим же в Великий пост так, чтобы вырасти в полную меру нашего человеческого достоинства, чтобы в нас воссияла слава Божия и чтобы через нас эта благодать распространилась и на всю вселенную, потому что апостол Павел говорит, что вся тварь стонет в ожидании момента, времени, когда явится слава сынов Божиих, когда человек станет достойным своего звания и всю тварь введет в Царство Божие.», проповедовл митрополит Антоний Сурожский.
В XX веке в богословских и исторических исследованиях расцветает своеобразный "паламитский ренессанс". Жизни и трудам свт. Григория Паламы посвящают свои монографии известные русские богословы: , архиепископ Василий (Кривошеин), архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Иоанн Мейендорф, архиепископ Василий (Кривошеин).
В современном мире религиозного невежества образ святителя Григория особенно ярок, как образ пастыря, сокрушившего многие ложные стереотипы и суждения о Христе, Троице и вере.