Рейтинг@Mail.ru
США и Иран: не пора ли притормозить? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

США и Иран: не пора ли притормозить?

Читать ria.ru в
Дзен
Заседание СБ ООН, на котором его членам предстоит определиться как быть с Ираном, нежелающим подчиниться требованиям международного сообщества приостановить обогащение урана, пройдет, как ожидается, в первой половине марта. Совбезу надлежит принять дополнительные меры воздействия на Иран все еще на основании статьи 41 главы 7 Устава ООН, исключающей силовое принуждение. Пока проект новой резолюции согласуется членами «иранской шестерки», консультации которой начались в минувший понедельник, вокруг самого Ирана кипят нешуточные страсти.

Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.

Заседание СБ ООН, на котором его членам предстоит определиться как быть с Ираном,  нежелающим подчиниться  требованиям международного сообщества приостановить обогащение урана, пройдет, как ожидается,  в первой половине марта. Совбезу надлежит  принять дополнительные меры воздействия на Иран все еще на основании статьи 41 главы 7 Устава ООН, исключающей силовое принуждение.  Пока  проект новой резолюции согласуется членами «иранской шестерки», консультации которой начались в минувший понедельник, вокруг самого Ирана кипят нешуточные страсти. 

По сложившейся традиции Иран и США  накануне очередного мартовского заседания Совета Безопасности ООН по иранской ядерной программе обменялись «превентивными» ударами, которые призваны показать решимость сторон в достижении  целей и военными средствами.   Иран   провел масштабные учения Корпуса стражей исламской революции -  элитных частей своих  ВС, успешно испытал  очередные новые ракеты и заявил, что,    несмотря на требование мирового сообщества ввести мораторий на обогащение урана, он продолжит свою ядерную программу и для ее защиты к готов ко всему, в том числе и к войне. США  со своей стороны ответили привычным массированным наступлением.  Журнал «Нью-Йоркер» опубликовал  разработанный Пентагоном план нанесения авиаударов по иранским объектам,     британская газета «"The Daily Telegraph» сообщила  о переговорах Израиля с США относительно   пролета израильских самолетов над Ираком, а вице-президент США Ричард Чейни заявил, что в отношении Ирана «рассматриваются все варианты действий».   Все  это все уже было, достаточно вспомнить февраль  2006 года.  

До сегодняшнего дня военное противостояние и взаимное поигрывание военными мускулами США и Ираном воспринимались чаще всего  как блеф.   Теперь, когда в зоне Персидского залива  Соединенными Штатами создаются мощные авианосные ударные группы «политического давления» (именно так объясняет Вашингтон назначение создаваемых групп),  очевидна опасность того, что стороны если и  не вышли за  грань простого блефа, то стоят в одном шаге от нее. Любой военный механизм, созданный как средство  «политического давления» эффективен до тех пор, пока дает конкретный результат.   В противном случае, этот  механизм превращается в средство банального шантажа, а сама его первородная военная ценность девальвируется.  Что будут делать, например,  США, если Тегеран не поддастся такому «политическому давлению»? Воевать?   Ведь другого выхода нет.  На карту поставлен авторитет США.  

По нынешней ситуации, Соединенным Штатам вряд ли удастся избежать войны с Ираном. Политика, которую проводят обе страны (Иран и США) в регионе в отношении друг друга, а также политика Тегерана в отношении союзника США в регионе - Израиля,  делают эту войну практически неизбежной. Чтобы избежать войны, не меняя кардинально векторы развития ситуации, одной  из сторон придется идти на значительные для себя жертвы. США придется жертвовать своими интересами в регионе, что  маловероятно.  Ирану же, со своей стороны, придется свернуть свою ядерную программу и  забыть об амбициях региональной державы, что также маловероятно. Компромисс, конечно, возможен. Но для этого Ирану придется  поставить свою ядерную программу под жесткий контроль МАГАТЭ, значительно скорректировать свою политику в Ираке, Ливане, Палестине и отказаться от антиизраильской риторики. США же, со своей стороны, придется признать Иран ключевым игроком в регионе, с соответствующими преференциями. Вряд ли обе стороны готовы к этому.

Между тем в самом Тегеране ядерная программа и политика иранского президента Махмуда Ахмадинежада  попала под  жесткую критику  различных политических кругов.    В частности,  лидер  реформистской Исламской партии солидарности Ирана в статье для авторитетной в стране газеты "Этемад-и-мелли", обращаясь к Ахмадинежаду,  пишет, что «тормоза существуют для того, чтобы поезд прибыл по назначению и  в безопасности».

На фоне военной риторики подобные слова уже кажутся чуть ли не жестом доброй воли.  Автор статьи слова о тормозах и поезде привел не случайно. Ахмадинежад в заочной полемике с госсекретарем США Кондолизой Райс заявил, что у иранской ядерной  программы,  как и у  поезда,  «нет заднего хода».  На что госсекретарь заметила, что иранской ядерной программе  нужен не «задний ход», а «стоп кран».

Может быть «притормозить» в нынешней ситуации и станет первым шагом  на пути к компромиссу. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала