Рейтинг@Mail.ru
В дипломатии начинает доминировать коллективный подход - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В дипломатии начинает доминировать коллективный подход

Читать ria.ru в
Зачастую на то, чтобы выработать согласие между американской позицией и всех остальных внутри того или иного механизма взаимодействия теряется драгоценное время. И вместо того, чтобы решать проблему, усилия тратятся на достижение компромисса между участниками механизма. Так происходило в рамках «шестерки», занимающейся урегулированием ядерной программы КНДР, тоже повторяется и в отношении Ирана и в рамках «квартета» посредников по ближневосточному урегулированию. Правда, по мнению Лаврова, в «квартете» наметился прогресс - «коллективные начала все больше и больше «пробивают» себе дорогу...

Марианна Беленькая, политический обозреватель РИА Новости.

Коллективность, коллективный подход, коллективные действия - эти выражения все чаще и чаще звучат из уст российских дипломатов. Это полностью соответствует принципам, изложенным в выступлении президента РФ Владимира Путина в Мюнхене.

Напомним, что он начал свою речь с напоминания о том, что «всеобъемлющий, неделимый характер безопасности выражен и в ее базовом принципе: «безопасность каждого - это безопасность всех». Об этом же и слова министра иностранных дел России Лаврова: «В любом деле в современном мире нужна коллективная работа».        

Приняв участие в дипломатическом марафоне в Берлине, где обсуждались самые актуальные международные вопросы - иранская ядерная программа, ближневосточное урегулирование, ситуация на Кавказе, в Ираке и Афганистане, европейская безопасность, он выделил сразу несколько примеров такого взаимодействия.

Прежде всего, это касается ситуации, которая складывается вокруг Ирана. «Мы ценим тот разговор, который налажен в формате шести стран, занимающихся иранской ядерной проблемой. Этот механизм был создан на началах, которые мы считаем оптимально отвечающими задаче коллективных действий, когда коллективность присутствует с самого начала, с момента оценки ситуации. На этой основе мы вырабатываем направления действий, коллективно ставим задачи и цели, совместно же их реализуем», - подчеркнул министр.

На самом деле, на то, как будет развиваться ситуация вокруг Ирана, оказывает влияние не только «шестерка» (Россия, Китай, США, Франция, Великобритания и Германия), но и ряд других стран. В первую очередь монархии Персидского Залива, которые опасаются, что в случае нападения на Иран со стороны США или Израиля, Тегеран нанесет ответный удар по их территории.  Все что угодно, только не новая война в регионе - такова их позиция. Об этом они неоднократно говорили и российским, и американским, и европейским дипломатам. Похожие опасения высказывает и Афганистан. И Вашингтон  просто не может не учесть позицию своих союзников и партнеров в регионе.

Конечно, на это можно возразить. Ведь, когда речь шла о войне в Ираке, США ни к кому не прислушались. Но с другой стороны, именно опыт иракской войны показал, как необходимо согласование и учет всех факторов - региональных и международных.

Впрочем, зачастую на то, чтобы выработать согласие между американской позицией и всех остальных внутри того или иного механизма взаимодействия теряется драгоценное время. И вместо того, чтобы решать проблему, усилия тратятся на достижение компромисса между участниками механизма. Так происходило в рамках «шестерки», занимающейся урегулированием ядерной программы КНДР, тоже повторяется и в отношении Ирана и в рамках «квартета» посредников по ближневосточному урегулированию. Правда, по мнению Лаврова, в «квартете» наметился прогресс - «коллективные начала все больше и больше «пробивают» себе дорогу...у всех четырех основных игроков в этом механизме возникает все больше и больше желания прислушиваться к мнению друг друга и вырабатывать такие оценки и предложения, которые будут идти именно в направлении коллективной работы».

По крайней мере, Россия делает все возможное со своей стороны, чтобы коллективные механизмы работали без перебоя. Министр привел пример Косово. По его словам, Россия работает в Контактной группе по Косово, и не раз проявляла гибкость по просьбам своих партнеров в том, что касается реализации резолюции СБ ООН 1244 ради сохранения атмосферы согласованной, коллективной работы. Однако это не означает, что Москва пойдет на уступки по принципиальным вопросам. Она не собирается менять свое мнение, что окончательное решение по Косово могут принять только сами стороны (косовские албанцы и  сербы).

И еще один момент - гибкость России не может быть бесконечной и односторонней. Лучший тому пример ситуация вокруг вопросов европейской и глобальной безопасности. И здесь в настоящее время коллективные механизмы стали давать сбои. Речь, в первую очередь, о планах по размещению американских ПРО на территории Польши и Чехии.

 «Речь идет о центре Европы. Здесь переплетается слишком много интересов. Безусловно, что все государства, все соответствующие организации, механизмы, структуры, которые на этом пространстве существуют, должны четко понять, о чем идет речь - повышает ли это безопасность или создает опасения за безопасность кого бы то ни было», - указал Лавров. И тут же добавил, что одним из самых эффективных механизмов работы в этом регионе  «для рассмотрения вопросов безопасности в коллективном формате с учетом интересов друг друга» является Совет Россия-НАТО.

По словам министра, удачным примером работы этого механизма была разработка совместной ПРО театра военных действий. Однако он с сожалением напомнил, что натовские партнеры взяли в этом вопросе паузу, точно также как была взята пауза и в обсуждении вопросов ПРО внутри самой НАТО. Лавров указал, что оба эти события совпали по времени с решением США о размещении элементов своей национальной ПРО в Восточной Европе.

Говоря о позиции России, Лавров в общем-то перефразировал Путина. «В современном мире безопасность неделима. Нельзя обеспечить свою безопасность, провоцируя опасения других стран за их безопасность», - заявил он.

И ход переговоров министра в Берлине и Кабуле свидетельствует, что постепенно необходимость поиска коллективных подходов начинает преобладать. По крайней мере, источники, близкие к переговорам в Берлине, отмечают, что и «США постепенно начинают понимать, что в одиночку не в состоянии покрывать все международные проблемы».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала