Рейтинг@Mail.ru
Регионы получат стимул для роста - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Регионы получат стимул для роста

Читать ria.ru в
Дзен
Мнение о том, что с каждым годом, по мере развития регионов помощь из центра будет сокращаться, похоже, оказалась несостоятельной. Поправки к бюджетному кодексу, и «нулевое чтение» первого трехлетнего бюджета, а самое главное, сохраняющийся рост доходов государства, показали, что трансферты из центра будут с каждым годом только возрастать. Кто и сколько получит - вопрос традиционно не простой, вызывающий массу не всегда корректных предположений. Однако, механизм, как планируется, уже вскоре станет максимально прозрачным.

Владимир Мытарев специально для РИА Новости

Мнение о том, что с каждым годом, по мере развития регионов помощь из центра будет сокращаться, похоже, оказалась несостоятельной. Поправки к бюджетному кодексу, и «нулевое чтение» первого трехлетнего бюджета, а самое главное, сохраняющийся рост доходов государства,  показали, что трансферты из центра будут с каждым годом только возрастать. Кто и сколько получит - вопрос традиционно не простой, вызывающий массу не всегда корректных предположений. Однако, механизм, как планируется, уже вскоре станет максимально прозрачным. Главная причина в сосредоточении усилий Минфина на эффективном использовании  передаваемых регионам средств. Да и тех средств, что регионы зарабатывают сами.

Но для этого придется менять векторы финансового взаимодействия. Уже на «нулевом чтении» заместитель министра финансов Татьяна Голикова обратила внимание только на один аспект - зарплату чиновникам. Уже сегодня на региональных чиновников  уходит больше денег, чем на федеральных - в процентном отношении.  И если продолжать тупо индексировать зарплату, то недалек день, когда на нее уйдет половина регионального бюджета, а в ряде республик и областей - до 80 %. Но ведь есть еще, мягко говоря, и другие обязательства. А значит, эффективность расходов выходит на первый план. 

Отчасти вопрос повышения эффективности региональных расходов связан и с переходом на трехлетку. Хотя регионы пока не будут составлять формальные трехлетние планы, им рекомендовано планировать исходя из трехлетней перспективы. И это очевидный позитив - регионам будет проще определить предстоящие расходы, учитывая, что они более или менее вольны обращаться с суммами, выделенными на три года. Иначе говоря, меньше станет недостроев из-за прекращения финансирования, не надо будет свертывать многолетние программы. Кроме того, по модели федерального бюджета предлагается создать резерв - в 2008 году расписать все предназначенные для регионов деньги (прежде всего - Фонд финансовой поддержки субъектов федерации), но уже в 2009 оставить 30 % в резерве, а в 2010 - и целых 30 %.

По мнению заместителя министра финансов Антона Силуанова, появится момент конкуренции в заявках регионов, деньги пойдут туда, где дадут наибольший эффект. Кстати, это не пойдет во вред другой, вроде бы противоположной задаче - выравниванию социально-экономического уровня. Например, даже при таком раскладе останутся средства для Чукотки и Омской области, потерявших своего «кормильца» - Сибнефть, переехавшую в Санкт-Петербург. Найдутся деньги и для Чечни, финансирование которой идет по специальному плану.

Трансформация коснется и подсчета доходов регионов. По сложившейся практике, часть налогов остается в распоряжении регионов, часть - уйдет в центр. Тем не менее, «доходоемкость» регионов, если можно так выразиться, считается в целом, поскольку в среднем и налоги распределяются в соответствии с количеством населения. Но оказалось, что такой подсчет не всегда устраивает регионы, по мнению которых «всегда остается мало».  И с этой субъективно-эмоциональной оценкой, порой, трудно не согласиться, видя ворох не решенных проблем. Не вступая в спор по этой щекотливой теме, Минфин, однако, предлагает более жесткий контроль.

Финансовое ведомство планирует ввести новую методику учета, которая даст более точные представления о доходах регионов, в соответствии с чем будут меняться и объемы трансфертов. Так, для регионов, в которых объем государственной поддержки составляет менее 20 % (их примерно два десятка), не будет никаких ограничений, они могут тратить эти деньги, «как захотят». Для тех, которые получают помощь в размере от 20% до 60 % (таких большинство), предусмотрены определенные ограничения, например, предельный объем роста зарплаты чиновников, уровень дефицита бюджета, объем кредиторской задолженности. И, наконец, для тех, чьи трансферты составляют более 60 % доходов (12 регионов) - самые жесткие ограничения в расходовании.

К тому же устанавливаются более низкие показатели дефицита бюджета и кредиторской  задолженности регионов. Регионам предлагается заключать соглашения с Минфином, дающие министерству дополнительные полномочия. Кстати, несмотря на такие жесткие условия, это - более мягкая мера, чем введение внешнего управления регионами, которое предлагает делать полпред Президента Дмитрий Козак или те меры, которые рассматривались недавно на заседании у вице-премьера Сергей Нарышкина.

Естественно, новации Минфина не  сводятся к одному «кнуту». Делая упор на эффективном управлении финансами, министерство собирается поощрять тех, кто продвинулся по этому пути. Так, в бюджете 2007 года применили новацию: в фонд финансовой поддержки регионов добавили еще 9 млрд. рублей для тех регионов, которые получили объем трансферта ниже уровня прошлого года. Но не просто поощрили тех, кто сумел сократить расходы, а при определенных условиях. Они должны были сокращать свою кредиторскую задолженность,  снизить ее уровень к общему объему доходов и к тому же обеспечить динамику роста собственных доходов выше среднероссийского уровня. Эти деньги пошли в основном тем, кто получал доходы ниже среднего уровня, подтягивали таким образом тех, кто сам того хотел.

Поощрение же «передовиков», тех, кто зарабатывал больше среднего уровня, заключается в 2007 году в том, что у них не урезали трансферты - ранее такое было бы неизбежным. В конце прошлого года правительство решило, что надо поощрять субъекты Федерации через специально созданный механизм стимулирования их к развитию собственной налоговой базы и не предусматривающей сокращение дотаций в результате достижения ими более высоких темпов экономического роста. Это решение и было заложено в основу распределения дотаций из Федерального фонда финансовой   поддержки   субъектов Федерации.

Теперь же предусмотрено не только не отбирать деньги, но еще и добавлять за хорошее управления финансами на уровне региона или муниципалитета. Здесь надо сказать, что такой эксперимент ведется с 2004 года, когда был образован Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, деньги которого должны были стимулировать реформы в бюджетной сфере, программы реформирования региональных и муниципальных финансов. Пока таких «счастливцев» - в пределах десятка и получает каждый из них 80-100 млн рублей в год дополнительно к доходам и трансфертам. Пока в Минфине отрабатывают критерии, по которым будут найдены и новые претенденты на «премиальные», но, как считает Антон Силуанов, таких наберется не более 30, от силы 40. Каким же будет фонд поощрения - пока неясно, хотя простая арифметика подсказывает, что он может составить не менее 4-5 млрд. рублей.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала