Анатолий Королев, обозреватель РИА Новости.
С политической карикатурой у нас всегда было туго.
Помните анекдот советских времен?
Я, говорит американец русскому, - могу свободно выйти к Белому Дому и крикнуть: Рейган, кретин!
Подумаешь, отвечает наш, я тоже могу свободно выйти на Красную площадь и крикнуть: Рейган, кретин!
Может быть, только в начале двадцатых годов в печати могли появляться карикатуры на вождей или точнее дружеские шаржи на Ленина, Троцкого, Бухарина и других. С воцарением Сталина карикатура занялась исключительно врагами. Страшные, пузатые, усатые, паукообразные, гадкие и мерзкие Гитлеры, Гимлеры, Тито, Трумэны, куклуксклановцы и поджигатели войны, долгие годы не сходили со страниц нашей печати. Первым партийным лидером, который разрешил шаржи и карикатуры на самого себя был, пожалуй, Михаил Горбачев. Свобода дошла до того, что на Арбате можно было купить родимое пятно Горбачева и наклеить на свой туристический лоб.
К чему я клоню? А к тому, что в эпоху Путина политическая карикатура переживает расцвет. И хотя чаще всего увидеть образчики смеха можно в выставочных залах, но достается там президенту и его окружению по полной программе. Группа «Синие носы» или наш фирменный хулиган Мамышев-Монро превратили власть и президента в объект веселой и злой иронии. А карикатурист Андрей Будаев, выставка которого недавно прошла в залах Нового Манежа под боком у Госдумы, побила все мыслимые рекорды.
Путин? Пожалуйста - Путин стоя на мавзолее, снимает маску Путина.
Лужков? Вот он, встал за пулемет и ведет личную оборону Севастополя от американской сволочи.
Цирк уехал, клоуны остались - наша либеральная оппозиция.
Ходоки у Еленина - беглые олигархи в гостях у лондонской березы.
Толстый буржуин из сказки Аркадия Гайдара пыхтит изо всей мочи, чтобы помочь капиталистам залапать заводы и фабрики. Надо ли говорить, что толстячок как две капли воды похож на Егора Гайдара (Основная техника Будаева - коллаж, голова героя вырезается из реального снимка).
Список пощечин художника можно легко продолжить: Билл Клинтон демонстрирует Бушу и Кондолизе Райс свое мужское достоинство. Буш подавлен размерами, а Кодолиза вся в предвкушении; Тимошенко, Бурджанадзе и Вике-Фрейберге в образе трех граций Кановы в ожидании заокеанского Париса; Ксюша Собчак дворянка от демократии; бенефис Зурабова и снова, снова и снова наш ВВП то в камзоле, то в кафтане, то в рыцарских латах, то в трико Арлекина, принимающий арену цирка от первого президента: арену сдал - арену принял.
Когда в Москву приезжают знакомые друзья-иностранцы я чаще всего веду их закусить в ресторанчик «Майор Пронин» (надо ли намекать кто этот самый майор П.?) который расположился в подвале знаменитой Лубянки, в том здании, где находился когда-то кабинет чекиста Дзержинского. Попав в пародийное окружение символов бывшего КГБ, где на груди официанток красуется табличка «сексот» или, заглянув из зала в тир, где можно пострелять из мелкашки по врагам, наши гости начинают иначе смотреть на жизнь в Москве, где смех и сатира дежурное блюдо.
К сожалению, недавно этот ресторанчик из подвала перекочевал на первый этаж, где в помпезном ресторане насмешки над органами приняли столичный размах, начиная от мраморного бюста Андропова у входа и кончая плакатами у туалета; смех, на мой взгляд, лишился клубной задушевности, но. Но, судя по тому, что столики по вечерам всегда густо заняты, смех, по прежнему лучший гарнир к нашим обычным российским политическим блюдам.
Что ж, как говорил один самый бородатый классик марксизма: «человечество, смеясь, расстается со своим прошлым»...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции