295 лет назад (1712) основан Тульский оружейный завод
История тульского оружейного дела уходит в те далекие времена, когда при защите российских рубежей от набегов кочевников жителям Тулы не хватало оружия. Оно изготавливалось в Москве, а доставлять его было делом долгим и хлопотным. Поэтому указом царя Федора было решено основать оружейное дело непосредственно в Туле. В дальнейшем это во многом определило судьбу города, дав ему славу оружейной столицы России. На историю Тулы большое влияние оказал Петр I, он знал и ценил оружейных мастеров. В 1695 году государев заказ составил до двух тысяч ружей. В 1706 году в тульском Заречье был построен деревянный оружейный двор с кузницами и работными избами, и выход оружия увеличился до 15 тысяч в год. В 1712 году по указу Петра I в Заречье был заложен первый в России государственный оружейный завод. В своем указе государь повелевал: «...для лучшего в том ружейном деле способу, при той оружейной слободе, изыскав удобное место, построить заводы, на которых бы можно ружья, фузеи, пистолеты сверлить и оттирать, а палаши и ножи точить водою». Указом дело ставится на государственную основу, а оружейный двор превращается в казенное предприятие. С первых дней оружейный завод производил полный ассортимент стрелкового и холодного оружия для русской армии. Тульское оружие всегда славилось своим качеством. Еще Екатерина II при посещении завода отмечала «отличную охоту и способность мастеров, изделия которых во всех частях не уступают самым прославившимся в сем роде иностранным художникам». В наказе комиссии о Тульском оружейном заводе говорилось: «Испытанием доказано, что империя наша во многих благополучно и славно оконченных войнах защищалась оружием дела сего завода, недознав недостатка ни в числе мастеров и работников, ни в искусстве их, от времени далее возрастающем». Широкое применение на Тульском оружейном заводе получил булат. Литой булат изготовляли путем сплавления в закрытых крышками тиглях чистых железных руд с углем - весь процесс занимал сутки. Сварочный булат (дамасская сталь) получали путем сварки стальных и железных полос. Из хорошо режущегося литого булата делали, главным образом, клинки. Из сварочного булата, способного выносить сильный нагрев (необходимый для сварки стволов), делали огнестрельное оружие. Хотя сварочный булат был запатентован Уильямом Дюпейном в 1798 году, в Туле изделия из «красного железа» (как называли тогда сварочный булат) делали уже в середине XVIII столетия. Многие мастера завода старались усовершенствовать производство - такие идеи возникали и в XVIII и в XIX столетиях. В XVIII веке Яков Батищев поставил на заводе машину для обтирки стволов, которая давала возможность отбелить 16 стволов в сутки, тогда как при ручной обтирке в сутки делали всего два ствола. В начале XIX века оружейник В.А.Пастухов устроил пресс для штамповки деталей замка. В 1810 году механик П.Д.Захаво сконструировал станок для второго сверления и окончательной отделки канала ствола, а в 1823 году - станок для отделки наружной поверхности. Одним из наиболее известных мастеров-новаторов Тульского оружейного завода был Иван Полин, который сконструировал кремневые пистолеты с магазинной коробкой на шесть пуль, помещавшейся в рукояти пистолета. По сравнению с нормальным образцом строевого пистолета последней четверти XVIII века пистолет Полина имел меньшие размеры и вес, а также иное внешнее оформление. Однако главная заслуга мастера состояла в том, что фактически впервые в истории русского оружия в пистолете Полина была решена проблема создания магазинного многозарядного ручного огнестрельного оружия. Казенные коробки пистолета Полина включали в себя весь механизм перезарядки; пороховые и пулевые магазины были расположены в деревянных рукоятях. Так, еще за век до С.И.Мосина, изобретателя российской магазинной винтовки, тульский оружейник Иван Полин работал над проблемой магазинного оружия. Благодаря механизации производства на Тульском оружейном заводе уже в первой трети XIX века была достигнута почти полная взаимозаменяемость частей оружия. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году за свое качество тульское оружие было удостоено Диплома почета и Большой золотой медали. Сегодня Тульский оружейный завод , которому почти три столетия, является одним из признанных мировых центров военных и двойных технологий. Следуя многовековой традиции, завод продолжает производство боевого, охотничьего и спортивного оружия. ТОЗ производит противотанковые ракеты, автоматы и пистолеты - бесшумные и подводные, подствольные гранатометы, охотничьи ружья и карабины. До последнего времени здесь выпускались знаменитые автоматы Калашникова. Продукция ТОЗ экспортируется во многие страны мира.
205 лет назад (1802) родился Виктор Мари Гюго
Виктор Гюго - французский поэт, писатель-романтик, глава французского демократического романтизма. Родился 26 февраля 1802 года в местечке Безансон в семье наполеоновского генерала. Мать Виктора стремилась привить сыну свои политические взгляды роялистки, что отразилось в его ранних произведениях: в сборнике «Оды и различные стихотворения» воспевалась династия Бурбонов. После учебы в лицее Гюго в 1818-1821 годах изучал право, но издание собственного журнала и литературные дебюты в жанре исторического романа («Бюг Жаргаль», 1820) привели его к решению посвятить себя литературе. В 1822 году он получил пенсию от Людовика XVIII. Во второй половине 1820-х годов Виктор Гюго сближается с либерально-демократической оппозицией. Новый исторический роман о средневековой Франции XV века «Собор Парижской Богоматери» (1831) прославил автора. В 1848 году он был избран депутатом Национального собрания. Активно выступал против Луи Бонапарта, который после контрреволюционного переворота 1851 года был провозглашен императором Наполеоном III. Виктор Гюго был вынужден покинуть Францию, переехал в Брюссель, а затем - на острова в проливе Ла-Манш, находившиеся во владении Англии: Джерси и Гернси. В апреле 1862 года началась публикация самого известного произведения писателя - романа-эпопеи «Отверженные». Успех книги был невероятным: за несколько недель разошлись 50 тысяч экземпляров. Создав на чужбине еще два произведения - «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869), Гюго 4 сентября 1870 года вернулся во Францию, после низложения Наполеона III. Среди произведений Виктора Гюго - стихи (поэтические сборники «Восточные мотивы», «Осенние листья», «Внутренние голоса», «Лучи и тени»), политические памфлеты («Наполеон Малый», «Возмездие»), оды («Легенды веков»), драмы («Кромвель», Король забавляется», «Рюи Блаз», Эрнани», «Мария Тюдор»). По словам современников, к концу жизни «его слава была священна». Умер Виктор Гюго 22 мая 1885 года у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.
105 лет назад (1902) родился Николай Петрович Старостин, один из создателей отечественной школы футбола и спортивного общества «Спартак»
Николай Старостин родился 26 февраля 1902 года в Москве. Старший из легендарных четверых братьев-футболистов (Андрей Петрович; Александр Петрович - капитан «Спартака» и капитан сборной СССР; Петр Петрович - нападающий). В 1916 году учился в коммерческом училище братьев Мансфельд. В 1917-1936 годах играл в футбольных командах МКС, «Красная Пресня», «Пищевики», «Промкооперация», «Дукат», «Спартак» (создатель «Спартака»). В чемпионатах СССР сыграл один матч. В сборной Москвы играл с 1926 по 1935 год. Чемпион РСФСР 1922, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931 годов. Вице-чемпион РСФСР 1924 года. В сборной РСФСР играл с 1926 по 1931 год. Победитель Всесоюзных спартакиад 1928, 1931, 1932, 1935 годов. Победитель III рабочей Олимпиады в Антверпене и приза Всемирной выставки в Париже 1937 года. В 1941 году был арестован НКВД вместе с братьями и сослан в сибирские лагеря (ГУЛАГ). В 1955 году был реабилитирован и восстановлен в партии. Начальник «Спартака» в 1936 году, с 1955 по 1964, с 1967 по 1975 и с 1977 по 1995 годы. Николаю Старостину присвоено звание заслуженного мастера спорта и Героя Социалистического Труда. Он был награжден тремя орденами Ленина, орденами Дружбы народов и «За заслуги перед Отечеством» III степени. Скончался выдающийся футболист 17 февраля 1996 года. В Москве на Аллее Дружбы Олимпийского комплекса «Лужники» установлен памятник Николаю Петровичу Старостину работы скульптора Александра Рукавишникова. В августе 2002 года в доме №19 по Тверской улице состоялось открытие памятной доски Николаю Старостину. Барельеф размещен на стене здания, где в течение 30 лет жил и работал знаменитый футболист и тренер, основатель общества «Спартак». В тот же день в московском районе Новокосино была открыта улица Старостина.
99 лет назад (1908) родилась Анна Ивановна Щетинина, первая в мире женщина - капитан дальнего плавания
Анна Щетинина родилась на станции Океанской под Владивостоком. В 1925 году поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. После окончания техникума была направлена в Акционерное Камчатское пароходство, где прошла путь от матроса плавучих средств до капитана. Диплом штурмана дальнего плавания получила в 1932 году, диплом капитана дальнего плавания - в 1934 году. Прославилась она уже в 1935 году, проведя закупленный корабль «Чавыча» из Гамбурга на Дальний Восток. Тогда вся мировая пресса писала о 27-летней русской женщине-мореходе, сделавшей первый шаг в преодолении бытовавшего среди моряков поверья, что женщина на борту - к беде. 26 ноября 1937 года было опубликовано постановление правительства СССР об организации во Владивостоке рыбного порта первой категории. 20 марта 1938 года был назначен и первый начальник рыбного порта - капитан дальнего плавания Анна Щетинина. В том же году Анна поступила в Ленинградский институт водного транспорта на судоводительский факультет. Войну Щетинина встретила на Балтике, где под бомбежками эвакуировала население Таллинна и перевозила стратегические грузы. Затем уже на Тихом океане занималась транспортировкой техники из США, перевозила воинские грузы и высаживала десант на Сахалин. Все это дало ей право через много лет очень верно сказать о себе: «Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!». После окончания войны с Японией Анна Щетинина была капитаном судов «Днестр», «Псков», «Аскольд», «Белоостров», «Баскунчак», «Менделеев» в Балтийском пароходстве. С 1949 года работала в Ленинградском высшем инженерном морском училище, с 1951 года - старший преподаватель, а затем и декан судоводительского факультета училища. В 1956 году Анне Щетининой присвоено звание доцента. В 1960 году была переведена во Владивостокское высшее инженерное морское училище на должность доцента кафедры «Морское дело». Анна Ивановна Щетинина - Герой Социалистического Труда, Почетный работник Морского флота, Почетный гражданин Владивостока, член Союза писателей России, Почетный член Дальневосточной Ассоциации морских капитанов в Лондоне, отмечена многими правительственными наградами. Автор книги «На морях и за морями». Умерла Анна Щетинина осенью 1999 года. На Морском кладбище во Владивостоке ей поставлен памятник.
71 год назад (1936) в Германии был открыт первый завод по выпуску «народного» автомобиля «Фольксваген»
Создатель автомобиля «Фольксваген» - Фердинанд Порше, автоконструктор, промышленник. В марте 1931 года в немецком Штутгарте на свет появилось «Конструкторское бюро Порше», приступившее к разработке двигателей для мотоциклов, автомобилей, самолетов и кораблей, и Порше занялся осуществлением идеи, владевшей им на протяжении многих лет - создать дешевый автомобиль, доступный самым широким слоям населения. С приходом к власти нацистов заказ на разработку «народного автомобиля» стал первым крупным заказом, порученным фирме Порше. 26 февраля 1936 года Порше выпускает первый «Фольксваген». В 1937 году была запущена в производство первая серия новых автомобилей, а еще через год «Фольксваген» приобрел знакомый многим поколениям внешний вид. Для его массового выпуска в мае 1938 года началось строительство крупнейшего в Германии автозавода в городе Вольфсбурге. С началом второй мировой войны строительство завода в Вольфсбурге было приостановлено, а недостроенные корпуса были перепрофилированы на производство военной продукции. К созданию военной техники был привлечен и Порше. Под его руководством в короткие сроки была создана одна из моделей танка «Тигр» и самоходное орудие «Фердинанд». После войны Порше, отбыв недолгое заключение во французской тюрьме, вернулся к работе. К этому времени английские власти, в чьей зоне оккупации оказался Вольфсбург, разместили на заводе заказ на производство 20 тысяч автомобилей, а по завершении экспортной ярмарки в Ганновере в 1947 году, где «Фольксваген» привлек к себе всеобщее внимание, в концерн начали поступать заказы из Голландии, Бельгии, Швеции и других стран. Производство машин постоянно росло, у «Фольксвагена» появились дочерние фирмы за рубежом - в Бразилии, ЮАР, Австралии, Мексике. 5 августа 1955 года состоялась торжественная церемония выпуска миллионного автомобиля. Фердинанд Порше успел застать начало мировой популярности своего детища, но до пика этой популярности не дожил - он умер 30 января 1951 года в Штутгарте.
36 лет назад (1971) умер Фернандель, французский киноактер
Фернандель родился в Марселе 8 мая 1903 года. Настоящее его имя - Фернанд Жозе Дезире Контанден. Его отец, скромный банковский служащий, был актером-любителем и все свое свободное время посвящал комическим репризам в кафе (под псевдонимом Сине). Сын сопровождал отца на эти представления и дебютировал в одном из них в пять лет. Поэтому никаких вопросов о будущем у него не возникало: артистическая карьера уже началась. Фернан и его брат Марсель ходили в соседний с домом театр, где играли в массовках и эпизодах. В том же театре «Шив» юноша получил первую самостоятельную роль. В 1926 году он отправился искать счастье в Париж. Там с успехом выступал в кабаре, играл потешные сценки и распевал куплеты. Именно тогда окончательно сложилась его комическая маска «человека с лошадиной челюстью и глазами печальной лягушки». Тем временем в кинематографе произошел технический переворот - появились звуковые фильмы, которые востребовали актеров, владеющих мастерством сценической речи - как раз то, в чем был силен Фернандель. Первый раз он появился на съемочной площадке в 1930 году у режиссера Марка Аллегре в короткометражном фильме «Лучшая нянюшка». В 1931 году Аллегре предложил артисту роль «неопытного налетчика» в экранизации пьесы Саши Гитри «Белое и черное». После этого успешного фильма Фернандель уже не оставался без работы - он снялся в более чем 150-ти фильмах. Конечно, многие из них сейчас трудно вспомнить, но такие ленты, как «Мадмуазель Нитуш» (1954), «Дон Жуан» (1956), «Закон есть закон» (1958), «Дьявол и десять заповедей» (1962), «Муж моей жены» (1963), «Путешествие отца» (1967) заняли свое место в богатой истории французского кинематографа. Фернандель работал в кино и как режиссер. В 1963 году он на паях с Жаном Габеном создал собственную кинофирму «Гафер». Предприятие имело коммерческий успех. Умер Фернандель 26 февраля 1971 года в Париже, где и похоронен.